Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Альма-Тадема Лоуренс
Картины и биография

Альма-Тадема Портрет

Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский и английский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог. Альма-Тадема родился 8 января 1836 года в семье нотариуса в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах. С юных лет, обучаясь в лейварденской гимназии, он пристрастился к чтению античных классиков и старался с помощью их трудов и сочинений познакомиться со всеми подробностями быта древних греков и римлян. В 1852 году Альма-Тадема поступил в Антверпенскую академию художеств. Искусство живописи изучал у голландских мастеров Йозефа Лаурентиса Дикманса, Байрона Яна Хендрика Лейса, Байрона Густава Вапперса.

Альма-Тадема Нахождение Моисея
Нахождение Моисея, 1904, Частная коллекция
Альма-Тадема В атриуме сауны
В атриуме сауны, 1881, Галерея леди Левер, Лондон
Альма-Тадема Фауст и Маргарита
Фауст и Маргарита, 1857, Частное собрание
Альма-Тадема Женщины Амфиссы
Женщины Амфиссы, 1887, Частное собрание
Альма-Тадема Лопатки и губки
Лопатки и губки, 1879, Частная коллекция
Альма-Тадема Римский меценат
Римский меценат, 1868, Йельский университет, Коннектикут

Ранние работы художника содержат тонкое, но непреодолимое сходство с искусством голландских мастеров. Однако в 60-е годы XIX века, художник Альма-Тадема совершил путешествие в Италию и эта поездка перевернула всю его жизнь. Во время экспедиции Альма-Тадема столкнулся с руинами древних римских городов – Помпеи и Геркуланума.

Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима. Античная (римская и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для художника страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы.

Альма-Тадема Колизей
Колизей, 1896
Альма-Тадема Посвящение Бахусу
Посвящение Бахусу, 1889
Альма-Тадема Сафо и Алкаес
Сафо и Алкаес, 1881
Альма-Тадема Праздник сбора винограда
Праздник сбора винограда, 1870
Альма-Тадема Модель скульптора
Модель скульптора, 1877
Альма-Тадема После саун
После саун, 1890

Правдивостью и убедительностью своих картин Альма-Тадема обязан прежде всего своим основательным знаниям археологии. Художник отлично знал, как одевались древние римляне, каково было вооружение войска, какой вид имели дома простых граждан, виллы патрициев, мастерские ремесленников, рынки и бани. Художник Альма-Тадема изучал развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий.

Когда Альма-Тадема в 70-х годах XIX века переехал в Англию, его стиль живописи уже был сформирован и знатоки с восторгом встретили новые работы талантливого художника. В экзотическом доме живописца в Лондоне можно было воочию увидеть все те знаменитые бассейны с мраморными скамейками и колоннами, античную утварь и одеяния, известные по его картинам. Изображая бани, амфитеатры, атриумы домов, он писал с натуры то, что действительно находилось в его собственном "древнеримском" доме.

Альма-Тадема Бани Каракаллы
Бани Каракаллы, 1899
Альма-Тадема Любимое занятие
Любимое занятие, 1909
Альма-Тадема Выгодная позиция
Выгодная позиция, 1895
Альма-Тадема Пандора
Пандора, 1881
Альма-Тадема Антоний и Клеопатра
Антоний и Клеопатра, 1880-е
Альма-Тадема Три Грации
Три Грации, 1900-е

Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия. Начиная с раннего, так называемого "Помпейского периода" и заканчивая поздними, более сентиментальными работами, художник Лоуренс Альма-Тадема оставил нам в наследство прекрасные, остающиеся в памяти картины. Голландский живописец Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в городе Висбаден в Германии.

Примечание. Альма (Alma – кормилица, питающая, любящая) – прилагательное, часто употребляемое античными римскими поэтами и историками для обозначения тех богинь, которые благосклонны к людям, как например, Церера, Флора, Венера и другие. Этот эпитет употреблялся также по отношению к матери богов – италийской богине Кибеле. Собственно, так и появилось выражение Alma mater, в средневековье перенесенное на университеты, как щедрых подателей духовной пищи.