Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Арбо Петер Николай
Картины и биография

Арбо Петер Николай Автопортрет

Арбо Петер Николай (Arbo Peter Nicolai) – норвежский живописец исторического жанра, автор множества картин по мотивам легенд скандинавской мифологии и знаковых событий норвежской истории. Петер Николай Арбо родился 18 июня 1831 года в поместье Гулскоген у города Драммен в Норвегии в семье Кристиана Фредрика Арбо и его жены Мари Христиан фон Розен. Отец будущего художника работал директором городской школы. А брат Карл Оскар Арбо стал впоследствии военным врачом и первым норвежским исследователем в области антропологии.

Арбо Святой Олаф в битве
Святой Олаф в битве при Стиклестаде, 1859, Драммен
Арбо Хокон Добрый
Хокон Добрый, 1860, Художественный музей, Драммен
Арбо Переход короля Сигурдссона
Переход короля Сверрира Сигурдссона через горы в Воссе, 1862, Музей искусств, Берген

Семья Арбо проживала в доме, который был построен в 1804 году в качестве летней резиденции для старшего брата отца, промышленника и торговца пиломатериалами. Первоначальное художественное образование Петер Николай Арбо получил в художественной школе Фредерика Фердинанда Хельстеда в Копенгагене в 1851-1852 годах. После этого обучался в Академии искусств в Дюссельдорфе.

С 1853 по 1855 год Арбо учился у профессора Карла Фердинанда Зона, а в 1857-1858 годах у баталиста и анималиста И.Е. Хюнтена. Кроме того, в Дюссельдорфе он частным образом брал уроки у художника С. Менгельберга. За время обучения художник сдружился с Адольфом Тидемандом и стал хорошим другом Ханса Гуде, оба они затем стали профессорами в Академии художеств в Дюссельдорфе.

Арбо Валькирия
Валькирия, 1864, Национальный музей, Стокгольм
Арбо Ингеборг
Ингеборг, 1868, Художественный музей, Драммен
Арбо Дикая охота Одина
Дикая охота Одина, 1868, Музей искусств, Тромсе

В 1861 году Арбо вернулся в Норвегию, а в следующем году отправился в заграничную поездку во Францию с целью совершенствования своих художественных навыков. В 1864 году в Париже норвежский живописец написал первую версию своей знаменитой «Валькирии», этот мотив он позже использовал еще несколько раз.

Картина впервые была выставлена в 1866 году в Стокгольме, и ее сразу приобрел шведский король Карл XV. Сейчас эта работа находится в Национальном музее в Стокгольме. Версия «Валькирии» 1869 года находится в Национальном музее искусств, архитектуры и дизайна в Осло, и считается одной из самых лучших работ художника.

Арбо Валькирия 1869 год
Валькирия, 1869, Национальная галерея, Осло
Арбо Битва на Стэмфордском мосту
Битва на Стэмфордском мосту, 1870, Музей искусств, Тромсе
Арбо Дикая охота
Дикая охота, 1872, Национальная галерея, Осло

К наиболее известным картинам Арбо также относят работы: «Дикая охота» (по мотивам драматического скандинавского мифа; 1872, Национальная галерея, Осло) и «Битва на Стэмфордском мосту» (1870, художественный музей Северной Норвегии, Тромсе). Арбо был также превосходным иллюстратором книг по норвежской мифологии и истории. В 1866 году Арбо был удостоен звания кавалера королевского ордена Святого Олафа и кавалера ордена Васа.

Арбо День на Скинфакси
День на Скинфакси, 1874, Художественный музей, Драммен
Арбо Ночь на Хримфакси
Ночь на Хримфакси, 1870-е, частная коллекция
Арбо Смерть Херварда
Смерть Херварда, 1870-е, частное собрание

После признания своих работ Арбо занимал различные должности, в том числе в качестве члена жюри на выставках в Стокгольме в 1866 году и в Филадельфии в 1876; был комиссаром художественного отдела венской выставки в 1873 году. Петер Николай Арбо с 1875 года был избран в члены совета Национальной галереи Норвегии. С 1882 и вплоть до своей смерти 14 октября 1892 года работал директором художественного общества «Христиания».

Арбо После битвы
После битвы, 1872, частная коллекция
Арбо Лиден Гюнвар и Тритон
Лиден Гюнвар и Тритон, 1874-1880, частное собрание
Арбо Гизюр бросает вызов гуннам
Гизюр бросает вызов гуннам, 1886, Художественный музей, Берген
Арбо На лугу
На лугу, 1880, Художественный музей, Драммен
Арбо Охота в 18 веке
Охота в 18 веке, 1884, частная коллекция
Арбо Элиза
Элиза Арбо в испанской шляпке, 1883, Музей, Драммен

Примечание. В скандинавской мифологии легендарный герой Дагр (Dagr, древнескандинавское "День") является олицетворением дня. Дагр появляется в Поэтической Эдде, составленный в 13-м веке из более ранних традиционных источников, и в Младшей Эдде, написанной в 13-м веке Снорри Стурлуссоном. В обоих источниках утверждается, что День является сыном бога Деллинга и богини Нотт и всегда появляется на светлогривой лошади Скинфакси, которая "рождает день для людей". Скинфакси (Skinfaxi, "Светящаяся грива") и Хримфакси (Hrimfaxi, "Инеегривая") – две лошади из скандинаво-германской мифологии. Они служат богам Дня и Ночи.