Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Рембрандт Аллегория музыки

Аллегория музыки

1626. Рейксмузеум, Амстердам.

Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины ►

Живопись эпохи барокко
Размер картины голландского художника Рембрандта ван Рейна «Аллегория музыки» 63,5 x 48 см, холст, масло. «Достаточно лишь произнести слово "Рембрандт" и это уже означает, что как будто произнесено слово "искусство", и даже более того» – эта фраза, написанная более ста тридцати лет тому назад, не состарилась, как и другая, противоречащая на первый взгляд первой: «Для огромного большинства людей Рембрандт, его жизнь и его личность окутаны тем мифическим одеянием, которым их с давних пор слишком охотно покрывали историки и эстетики». Об этом говорит и стремящееся к критической ясности, написанное в 1854 году сочинение о Рембрандте Эдуарда Коллофа: «...чудесное в жизни художника – это история его произведений», и эта история предстаёт перед нами сегодня, более трёхсот лет после смерти художника, в гораздо более ярком свете, чем предыдущему поколению. Отход от романтизации и мифологизирования – под таким аспектом следует соприкасаться с жизнью Рембрандта, с его работой, чтобы ещё увереннее постичь его творчество.

«Рембрандт мог быть рождён где угодно, и в любое время его искусство было бы таким же», – таково столь часто повторяемое заблуждение поэта Верхарна. Наоборот, единственную в своём роде личность Рембрандта невозможно представить без породивших её времени, нации и общества, неизбежно формирующие человека и его возможности, но, конечно, не время и не общество решают, чтобы некий художник стал именно этим Рембрандтом ван Рейн, или, говоря словами Франца Меринга, «величайшим живописцем нидерландской революции», в конце концов художником, «который из первой революции Нового времени почерпнул своё бессмертие». Люди сами творят свою историю, говорится в трудах Маркса и Энгельса, но только «в данной, определяющей их среде, на основе данных фактических отношений».

Перейти к следующей работе мастера ►