Арт Small Bay
Рембрандт Ночная стража

Ночная стража

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1642. Рейксмузеум, Амстердам.

Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины →

Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Ночная стража» или «Ночной дозор». Размер картины 379,5 x 453,5 см, холст, масло. Перед нами - главная группа "полотна в большом зале «Дома стрелков», на котором юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (в последствии - Франс Баннинг Кок, бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (Виллему ван Рюйтенбурху) построить роту бюргеров" - эта заметка того времени точно определяет тему изображения стрелков, этого группового портрета ночной стражи; одной из тех, организованных на полувоенных началах, стрелковых гильдий, которые продолжали традиции республиканской бюргерской самообороны и старых (ещё средневековых) стрелковых братств после завоевания и укрепления нидерландской свободы. «Рембрандт изображает прежде всего действие. Он исходит из общего, не из отдельного. То, что является нам из тени, это - действие в пространстве, то есть - событие» (Искусствовед Курт Баух).

В чём заключается революционное смысловое значение картины? Оно выражено в объединении изолированных отдельных фигур в спаянную общность самостоятельных индивидуумов, в переходе от традиционной сцены представления реалистической группы, где персонажи существуют независимо друг от друга, к романтически-возвышенному, превращающемуся в легенду коллективу. Бюргерское самоутверждение преображено здесь в «важное государственное событие», современность наполнена дыханием большой истории. Скрытая раздвоенность между романтико-героической тенденцией такого толкования и реставративными убеждениями стремящейся к обогащению буржуазии определяет «старый, старомодный пафос» этой инсценировки: «Солдат немыслим без роскоши и пафоса униформы, поэтому амстердамские бюргеры изображены в старинных и красочных нарядах, подчёркивающих необычность, небуржуазность действия. Они лишь играют роль солдат». Кроме того: «Общность этих стрелков, их действие воплощены в двух главных фигурах, в образах обоих офицеров и их действии. Это именно рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рюйтенбурха ...» (Курт Баух).

Рембрандт проявляет в этом огромном полотне чрезвычайную поэтическую и обощающую силу, «так как оно настолько живописно, энергично и сильно, что по мнению некоторых все другие картины в сравнении с этой выглядят как игральные карты» (Самуэль ван Хоогстратен, 1678). Силу, в которой едва ли можно предположить дополнительную символическую проникновенность в духе искусства того времени (согласно высказанной в стихах Хоогстратеном тенденции). Не исключено, что под впечатлением трагедии Йоста ван Вондела «Гейсбрехт ван Амстел» (первое представление в 1638), здесь одновременно сделан намёк на триумфирующее гражданское и военное величие Амстердама (в этом случае чёрный цвет означает мудрость, жёлтый - свободу, красный - месть; перчатка символизирует победу, а вся группа на переднем плане - торжествующую власть).

Подобное толкование специфической художественной структуры картины не отменяет её смыслового значения, наоборот, подтверждает это значение в его героической романтике, несколько неопределённой и странной весёлости, в настроении выступления - как позднее, поэтически окрашенное, исторически уже запоздавшее «олицетворение триумфа той республиканской Голландии, которая в жестокой борьбе за свою независимость стала победительницей. В этом монументальной картине ещё чувствуются отголоски героической эпохи нидерландской революции».

История искусства периода барокко. Далее →

Top Mail.ru