Арт Small Bay
Рембрандт Портрет старого воина

Портрет старого воина

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1632-1634. Музей Гетти, Лос Анджелес.

Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины →

Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Портрет старого воина». Размер портрета 108 x 86 см, дерево, масло. В многочисленных амстердамских портретах 1630-х годов Рембрандт пытается выяснить в изменчивых, противоречивых лицах портретируемых неделимую истину: что в этих людях верит, а что - убивает, доверяет, сомневается, надеется на милосердие и проявляет его? В связи с творчеством этого десятилетия следует упомянуть единственное «теоретическое» высказывание Рембрандта, сохранившееся в письме Константину Гюйгенсу от 12 января 1639 года. В нём Рембрандт определяет художественную квинтэссенцию картин «Положение во гроб» и «Воскресение» из цикла Страстей, написанного для штатгальтера (обе картины были созданы в 1639), как «самое большое и естественное движение». Очень неясная и незаконченная формулировка, на основании которой впоследствии судили либо о внешне-формальной, либо о душевновнутренней целенаправленности Рембрандта. Вероятнее всего здесь идёт речь о предназначенном для адресата намёке на знаменитого в то время филолога Франциска Юниуса («О живописи древних», 1637), который в рассуждении о живописном изображении Страстей писал о комплексном представлении «троичного действенного движения или возбуждения предмета изображения, художника и зрителя», опираясь на заимствованную, вероятно, у Дюрера предпосылку: «Таким образом эти движения души любым способом извлекаются из правды природы». Хотя конечно Рембрандт, ссылаясь на занятость и нехватку времени, отмежёвывается от других положений Юниуса (Рубенс также говорил о теоретике с оговоркой), поэтому в этом обороте, почти буквально совпадающем с более ранней оценкой Константином Гюйгенсом изображения Иуды, появляется оттенок иронии.

История искусства периода барокко. Далее →

Top Mail.ru