Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Рембрандт Хендрикье, входящая в реку

Хендрикье, входящая в реку

1654. Национальная галерея, Лондон.

Rembrandt van Rijn. Рембрандт, все картины ►

Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Хендрикье, входящая в реку». Размер картины 62 x 47 см, холст, масло. Третьей спутницей жизни и домоправительницей Рембрандта становится едва ли двадцатипятилетняя дочь сержанта Хендрикье Стоффельсдохтер Йегер. Летом 1654 года реформационный церковный совет Амстердама отлучает её от вечернего причастия из-за «распутного сожительства с художником Рембрандтом», в октябре того же года рождается дочь Корнелия.

Уже в 1653 году, тяжёлом году кризиса после поражения в первой англо-голландской морской войне 1652-1654 годов, у Рембрандта начинаются материальные трудности, более редкими становятся заказы богатого бюргерства, уменьшается число учеников, долги за покупку дома вместе с процентами всё ещё составляют 8470 гульденов, ему приходится трижды занимать деньги у друзей, из них два раза – по 4000 гульденов.

Наконец, в июле 1656 года в прошении к соответствующему судебному двору, Рембрандт, «вследствие потерь в ремесле и на море», объявляет себя неплатежеспособным и просит о передаче своего состояния кредиторам. Таким образом он избегает полного банкротства и долговой тюрьмы. Представления Рембрандта ван Рейна о человеке было созвучно мыслям Паскаля, согласно философии которого человек – «нечто чудесное» и «хранящее истину» с одной стороны, а с другой стороны – это «сосуд неопределённости и ошибок», это «противоречие в самом себе».

Это представление художника отчасти воплощено в портретах Хендрикье Стоффельс, оно сияет в захватывающей дух телесности гравированных изображений обнажённой модели и в тёплом взгляде Хендрикье, чьи прекрасные, покоящиеся в себе портреты наполнены любовью и человечностью. Однако «опасно рассуждать об этих произведениях поздних лет. Не является ли то, что мы видим, лишь составной частью того, что мы с благоговением чувствуем, не являются ли эти чувства настолько воздушными, что их нельзя выразить словами?» (А. Б. де Вриз). Нимб несказанности возник не столько из сознательно загадочно выраженных и мистифицирующих целей Рембрандта, а скорее наоборот.