Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Арп Жан
Творчество и биография

Арп Жан (Arp Jean) (1887–1966), швейцарский и французский художник и поэт, один из зачинателей дадаизма. В середине 1920–х годов Жан Арп в своем творчестве перешел к синтезу дадаизма, сюрреализма и абстракции. Художник создавал живопись, графику, коллажи и скульптуру, где в основном преобладали «биоморфные», подражающие ритмам природы фантазии.

Картина Жана Арпа "Листья и капли I". Что это – прозрачные капли дождя, проявляющиеся на стекле лишь тонким полукружием теней, или падение листьев в безветренном пространстве? Безмолвие парит в этой камерной вечности, из которой словно выкачен ток времени. Поэтичные и полные метафизическое смысла произведения Арпа часто включают рельефные скульптурные формы, напоминающие органические образования. Деревянные рельефы, подобные приведенному здесь, существуют в своем пространственном контексте, несоизмеримом с реальным миром.

Творчество Арпа тесно связано с несколькими важнейшими направлениями искусства первой половины XX века, особенно с деятельностью дадаистов. Живя в Цюрихе, Арп был завсегдатаем Кабаре Вольтер и участвовал в скандально известных хепенингах дадаистов, программно объединившихся в 1916 году. Опыты Жана Арпа в технике коллажа и автоматического письма были навеяны идеями сюрреализма. Арп пробовал себя в поэзии и создал ряд удивительных по своему эмоциональному строю стихотворений.

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada – конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно–художественное течение в 1916–1922 годах. Дадаизм сложился в Швейцарии, получил развитие во Франции (Андре Бретон, Тристан Тцара, Марсель Дюшан, Франсуа Пикабия, Макс Эрнст, Жан Арп, Р. Гюльзенбек, М. Янко). Выразился в отдельных скандальных выходках – заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 1920–е годы дадаизм изжил себя, во Франции это течение слилось с сюрреализмом, в Германии дадаизм растворился в примитивизме, беспредметности и экспрессионизме.

Сюрреализм (франц. surrealisme, сверхреализм), направление в искусстве 20 столетия, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920–х годах, развивая ряд черт дадаизма (писатели Андре Бретон, Филипп Супо, Тристан Тцара, художники Макс Эрнст, Жан Арп, Жоан Миро). С 1930–х годов (художники Сальвадор Дали, Поль Блум, Ив Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.