Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Дени Морис
Картины и биография

Дени Морис (Denis Maurice) (1870–1943), французский художник-символист. Родился 25 ноября 1870 года в Гранвиле. С 1887 Морис Дени учился в Париже в академии Жюлиана и в Школе изящных искусств. Испытал влияние Поля Гогена. Вместе с Пьером Боннаром, Полем Серюзье и Эдуаром Вюйаром Морис Дени основал художественную группу «Наби» и считается самым видным ее теоретиком.

Дени Портрет Ивонны Лероль
Портрет Ивонны Лероль, 1891
Музей Орсе, Париж
Дени Вакх и Ариадна
Вакх и Ариадна, 1897
Частное собрание

В соответствии с идеями этого направления живописи Морис Дени писал картины, отличавшиеся простотой форм, мягкостью линий и бледностью красок. В эти годы Дени получил прозвище «Наби красивых икон», данное ему по упрощенному и слегка архаичному характеру его живописи. В 1919 году Морис Дени участвовал в создании "Мастерских религиозного искусства", являлся главой "неотрадиционалистского" течения во французской живописи.

Часто в качестве модели Дени использовал свою жену. Эти интимные образы, часто окрашенные нежным юмором, вплоть до конца жизни Дени считал одними из самых удачных своих картин. Вскоре он переходит к светлой живописи в стиле модерн. После путешествия по Италии (1895–1898, и 1907) Дени постепенно отходит от манеры живописного модерна. Его искусство приобретает традиционно-классических характер, проявившийся в больших декоративных композициях – настенных росписях.

Картина Мориса Дени «Портрет Ивонны Лероль».
Три изображения одной и той же стройной женской фигуры доминируют в картине. Складки платья и стволы деревьев так же, как прямые аллеи, подчеркивают вертикальные линии в композиции. Дени был членом группы Наби, входившие в нее художники признавали свою связь с творчеством Поля Гогена, в картинах которого цвет и ритм служат главным средством выражения. В двадцать лет Дени сделал следующее заявление, которое часто считают ключом к пониманию современной живописи: "Помните, что картина – прежде чем представлять боевого коня, или обнаженную женщину, или какой-либо анекдот – является плоской поверхностью, покрытой красками в определенном порядке". Такое восприятие искусства в конечном счете привело живопись к абстракции. Воспроизведенное здесь полотно подтверждает, что для художника сюжет был менее важен, чем композиция картины. Как это ни парадоксально, но в поздний период Дени предпринял попытку возродить религиозную живопись, в которой сюжет играет ведущую роль, а в 1959 году он опубликовал историю религиозного искусства. Умер художник 13 ноября 1943 года в Сен-Жермен-ан-Лэ, близ Парижа в возрасте 72 лет.