Арт Small Bay

Фонтен Пьер Франсуа
Архитектура и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Фонтен Пьер Франсуа Леонар (Fontaine Pierre Francois Leonar), французский архитектор (1762-1853), один из основоположников стиля ампир, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства, по эскизам которого во Франции изготовляли лучшую мебель в стиле ампир, один из пионеров применения металлических (чугунных) конструкций в строительстве. Учился в Школе изящных искусств в Париже, затем жил в Риме, где изучал памятники античного зодчества.

Триумфальная арка
Триумфальная арка
Площадь Каррузель, Париж
Замок Мальмезон
Замок Мальмезон
Перестройка Персье и Фонтена
Персье Портрет
Шарль Персье, друг и сподвижник архитектора Фонтена

В 1780 году во время занятий в парижской студии А.Ф. Пейра, Пьер Франсуа Фонтен познакомился с архитектором Шарлем Персье. Это знакомство переросло у архитекторов в многолетнее и плодотворное партнерство. Их активное сотрудничество началось в период работы художниками парижской Оперы (1792—1796). Придворные мастера Наполеона Бонапарта, формировавшие эстетику ампира, были впервые приняты будущим императором (тогда первым консулом) в 1799 году в Мальмезоне (под Парижем). Им была доверена переделка Эспланады инвалидов в «Елисейские поля павших воинов», где по замыслу должны были выставляться различные трофеи, в том числе и художественные (осуществлено не было). Позднее архитекторы обновили для супруги Наполеона Жозефины Бонапарт убранство Мальмезонского дворца (1800—1802), и с той поры им доставались многие самые престижные заказы.

Пьер Фонтен с 1801 года состоял еще и в должности правительственного архитектора. Среди их произведений наиболее известна Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (1806—1807), повторяющая структуру арки Септимия Севера в Риме. Изначально арка композиционно связывала дворцы Лувр и Тюильри (Персье и Фонтен внесли большой вклад в реконструкцию этих дворцов, однако большая часть этих работ не сохранилась). Мастера заново оформили Елисейский дворец в Париже (1816), загородные дворцы в Сен-Клу (1801 — 1804), Фонтенбло (1804-1807), Компьене (1806), Лекене (под Брюсселем, 1803) и Аранхуэсе (под Мадридом; 1800-е годы). Внесли большой вклад и в историографию искусства, издав в 1807 году и 1810 описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени. Русские мастера декоративного искусства изучали стиль ампир по работам ведущих французских архитекторов и художников-орнаменталистов Шарля Персье и Пьера Фонтена, опубликовавших сборник орнаментальных гравюр с проектами для декорирования интерьеров. Именно творческому дуэту Персье — Фонтен мир обязан тем, что орлы, связки знамен, трофеи, лавровые венки стали тем художественным языком, который свойственен стилю ампир.

Доминик Энгр Dominique Ingres

Русский император Александр I, продолжая традицию Екатерины II — общение с просвещенными умами Европы, состоял в переписке с Персье и Фонтеном. По его просьбе с 1809 г. двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном» посылались в Россию. В апреле 1814 года в завоеванном Париже Фонтену, который сопровождал русского императора в Тюильри и Лувре, поручили оформление пасхальной церемонии на площади Людовика XV в честь императора Александра; годом позже архитектор стал организатором парада русских войск в Вертю-ан-Шампань. В сентябре 1814 года Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию тринадцатый том альбома, посвященный французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже).

Произведения лучших зодчих наполеоновской Франции Персье и Фонтена, созданные для России — это серия предметов для графа Строганова и стол Бьенне, свадебный подарок по случаю бракосочетания в царской семье. После 1814 года, когда Персье открыл собственную рисовальную школу и занялся педагогической деятельностью, Фонтен реализовал немало самостоятельных неоклассических проектов. Среди них выделяется Искупительная капелла в Париже (1816—1826) и госпиталь в Понтуазе (1823—1827). Пьер Франсуа Фонтен продолжил реставрационные работы в Лувре и других дворцах, перестроил Орлеанскую галерею дворца Пале-Рояль в Париже (1828-1829). Умер Пьер Франсуа Фонтен в Париже 10 октября 1853 года. Посмертно (в 1982 году) были изданы «Обзор парижских монументов», посланный им императору России (1912), и обширный дневник, который он вел с 1799 года.
Творчество Франсуа Фонтена и Шарля Персье →

Хайес Франческо Hayez Francesco
Top Mail.ru