Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Фроман Никола
Картины и биография

Фроман Никола (Froment Nicolas) (?1435–1484/1485), французский художник авиньонской школы. Никола Фроман принадлежал к числу крупнейших живописцев Франции второй половины XV века. О Фромане, французском мастере, работавшем в Экс-ан-Провансе и его окрестностях, известно очень мало. Точная дата рождения художника неизвестна, историки предположительно считают годом рождения 1435. Никола Фроман, упоминается в документах с 1460 года – до 23 декабря 1484.

Фроман Король Рене и Жанна де Лаваль
Король Рене и Жанна де Лаваль
1475-1480, Музей Лувр, Париж
Фроман Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря, 1461
Галерея Уффици, Флоренция
Фроман Неопалимая купина
Неопалимая купина, 1475
Собор Сен-Совер, Экс-ан-Прованс

Одни специалисты считают местом рождения Фромана город Узе (Лангедок), поскольку он впервые упоминается в документах этого города. Другие считают его выходцем из Артуа или Пикардии, поскольку ранняя манера живописи художника свидетельствует о южнонидерландской выучке. Художник уделял особое внимание деталям и был очень чувствителен к тонким эффектам света и цвета – эти элементы он заимствовал, возможно, у Яна ван Эйка. Большинство ученых согласно с тем, что в 1460-1461 годах Никола Фроман жил в Нидерландах, и это подтверждает исполненный им в те годы триптих «Воскрешение Лазаря».

Приблизительно в 1465 году художник перебирается в Авиньон, где имеет большой успех, получая множество заказов от частных лиц и Городского Совета, который позволил ему приобрести три смежных дома на углу площади Пюит-де-Бёф, являвшейся главной торговой площадью города и находившейся недалеко от папского дворца. Около 1475 года Никола становится придворным художником короля Рене Анжуйского, который с 1471 года постоянным местом своего жительства вновь сделал Прованс. В середине 1475 Рене заказывает ему триптих «Неопалимая Купина». 1476 годом датируется документ, сообщающий о последней известной оплате работ художника: в 1476 году Рене Анжуйский приобрел в Авиньоне новое здание для своей резиденции и привлек Никола Фромана вместе с другими художниками для его обновления и украшения.

До наших дней дошло всего две достоверные работы Никола Фромана. Это триптих «Воскрешение Лазаря» и триптих «Неопалимая купина». Остальные немногие произведения приписываются ему по аналогии. Триптих «Воскрешение Лазаря» считают свидетельством того, что Фроман в 1460-1461 годах жил в Нидерландах и принадлежал кругу художников Рогира Ван дер Вейдена. Произведение имеет подпись художника и дату – 18 мая 1461 года. Поскольку эта работа издавна находилась во Флоренции (ныне она хранится в галерее Уффици), ученые предполагали, что Никола Фроман в 1460–х годах находился в Италии, где ее и написал.

Однако более тщательные исследования прояснили ситуацию следующим образом. Триптих заказал художнику Франческо Коппини, который был папским легатом в северных странах с 1459 по 1462 год. Коппини вернулся в Италию с этим триптихом, а впоследствии, исходя из каких-то политических расчётов, подарил его правителю Флоренции Козимо Медичи, который до своей смерти в 1464 году успел пожертвовать триптих францисканскому Конвенто дель Боско в Мугелло, где он хранился до XVIII века.

Стиль этого произведения близок манере Рогира Ван дер Вейдена. Рисунок угловат, готичен, а в самих сценах ощущается переизбыток людей и предметов, характерный для молодых художников, желающих продемонстрировать, что они могут изобразить все. Лица персонажей типизированы и выглядят почти одинаково. В левом верхнем углу изображен молодой человек, чье лицо некоторые исследователи считают автопортретом Никола Фромана. На створках алтаря изображены сцены «Марта извещает Христа о смерти Лазаря» и «Мария Магдалина омывает ноги Христу».

Картина Никола Фромана «Неопалимая купина».
Моисей пас овец у своего тестя Иофора и был поражен видением горящего тернового куста. В знак почтения перед этим небесным видением Моисей снял свою обувь. Слева изображен ангел, который также был свидетелем этой сцены. Согласно Библии, Бог говорил с Моисеем из горящего куста. Бог сказал, что Моисей должен избавить народ Израилев от гнета и вывести его в землю, где течет молоко и мед. Фроман включил в композицию образ Мадонны с младенцем, потому что горящий, но неопалимый терновый куст считался символом Марии, которая родила младенца, сохранив чистоту. Исполненная по заказу короля Рене Анжуйского для собора Сен-Совер, эта картина является центральной частью триптиха. Триптих «Неопалимая купина является вершиной творчества Никола Фромана. Он создан пятнадцать лет спустя после «Воскрешения Лазаря», и перемены в творческом подходе Фромана поразительны. Здесь он отходит от угловатой манеры письма и под явным влиянием произведений авиньонской школы, синтезировавшей итальянские и нидерландские элементы, создаёт удивительное произведение с фантастическим сюжетом, реалистичными позами персонажей и мягкими, текучими тканями одежд.

Триптих был заказан Рене Анжуйским, поэтому на створках изображен как сам донатор король Рене, так и его вторая жена Жанна де Лаваль. Канонический контекст мифа о том, как Моисею в горящем кусте явился сам Иегова, изменен здесь в соответствии с культовыми особенностями позднего средневековья (распространенностью культа Мадонны) – Моисею является не Иегова, а Богоматерь с младенцем, который к тому же держит в руке зеркало, в коем отражаются он сам и Мария. В правом нижнем углу изображен Моисей, потрясенный всем этим, а в левом углу ангел, жестом успокаивающий пожилого пророка. В центре композиции равнодушно пасутся овцы и козы, не видящие ни горящего куста, ни ангела. Картина полна символов, как это было принято в готической живописи периода её расцвета.

Кроме этих двух замечательных работ Никола Фроману приписываются ещё несколько произведений: «Диптих Матерона» с изображением Рене Анжуйского и Жанны де Лаваль, заказанный для короля Рене его другом Жаном Матероном (Париж, Лувр), «Мадонна в печали», фрагмент от большой картины (США, частное собрание), рисунок «Преображение» (Берлин, Гравюрный кабинет), «Мужской портрет» (Филадельфия, Музей искусства), однако не все эти произведения можно с твердой уверенностью считать работами Фромана. После смерти Рене Анжуйского Фроман продолжал работать для Городского овета Авиньона до самой своей смерти. Дату кончины живописца относят к 1483-1484 годам. У Никола Фромана был сын, Никола-младший, который тоже стал художником (около 1467–1522).