Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Труа Жан Франсуа
Картины и биография

Жан Франсуа де Труа (Jean Francois de Troy) (1679–1752), французский живописец. С 1699 года по 1706 учился в Италии на средства своего отца и учителя художника Франсуа де Труа (1645–1730). В 1708 году был принят в Академию, в 1719 получил звание профессора. Ранние работы отмечены влиянием итальянской живописи, особенно Гверчино ("Сусанна и старцы", 1715, Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; "Лот с дочерьми", 1721, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Труа Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна
1728, Эрмитаж
Жена художника Жанна де Труа
Жена художника Жанна де Труа
1704, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Труа История Лота
История Лота
1721, Эрмитаж

Следуя легкомысленным нравам эпохи, де Труа много писал женскую наготу, подбирая подходящий для этого мифологический, библейский или галантный  сюжет ("История Сусанны", 1727, Руан, Музей изящных искусств; "Смерть Клеопатры", 1731, Страсбург, Музей изящных искусств; "Рождение Венеры"; "Юпитер и Леда"; "Общество в парке", 1731, все – Берлин, Государственный музей).

В 1730–е годы по заказу короля Людовика XV де Труа выполняет декоративные работы для Версаля: "Охота на льва" (1736, Амьен, Музей Пикардии) для Малых апартаментов короля, "Завтрак с устрицами" (1737, Шантийи, Музей Конде) для столовой и другие картины. Жан де Труа писал удивительно легко и быстро, композиции его картин, хотя и несколько театральны, полны воображения и яркого колорита. Художник пользовался уважением современников, его искренне любили ученики, так как он был превосходным педагогом, Вьен обязан ему многим.

Труа Эсфирь лишается чувств перед Артаксерксом
Эсфирь лишается чувств перед
Артаксерксом, 1737, Лувр, Париж
Труа Завтрак с устрицами
Завтрак с устрицами
1737, Шантийи, Музей Конде

В 1738 году де Труа назначен директором Французской академии в Риме; в эти годы он много работает над эскизами и картонами для мануфактуры Гобеленов ("История Эсфири", "История Ясона и Медеи"). Удовлетворяя вкусам своего времени, де Труа вообще пользовался репутацией отличного художника в не меньшей степени, чем его отец. Им написано множество крупных и небольших картин во всех родах, для церквей, дворцов и частных заказчиков. Легкость, с какою давалась ему композиция, приобретенный технический навык и светский, рассеянный образ жизни мешали художнику строго обдумывать изображаемые сцены. В картинах де Труа фигуры изящны и группированы живописно, но имеют более условный, чем истинно-жизненный характер; их колорит гармоничен, но мало натурален.

Картина Жана Франсуа де Труа "Завтрак с устрицами".
В роскошно украшенном особняке стиля рококо общество аристократов и сановников лакомится щедро поданными на стол устрицами и шампанским. Богатый колорит де Труа, на стиль которого оказали влияние работы Тициана и Петера Пауля Рубенса, а также пристальное внимание к деталям, вроде хлеба с хрустящей корочкой на столе, корзин с устрицами на переднем плане или бутылок, охлаждаемых во льду, придают изображенной сцене известную торжественность. Картина была заказана Людовиком XV для его личных апартаментов в Версале. В свое время де Труа пользовался большой популярностью как искусный декоратор, портретист и мастер жанровой живописи. Художник долго жил в Италии, наслаждаясь как светской, так и художественной жизнью, а в 1738 году был назначен директором Французской Академии в Риме. Свежесть и свобода эскизов художника, легкий и виртуозный мазок, живая фантазия и композиционное мастерство ставят де Труа в ряд выдающихся живописцев. Как утверждают, де Труа скончался, получив печальное известие о том, что должен вернуться во Францию, оставив в Италии свою возлюбленную.