Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Вьен Жозеф-Мари
Картины и биография

Вьен Жозеф-Мари (Vien Joseph-Marie) (1716-1809), французский исторический живописец и портретист. Первые познания в живописи получил в Монпелье; в 1741 году явился в Париж, где после двухлетних занятий под руководством Натуара и посещения классов Академии получил большую премию, сопряженную с правом на поездку в Рим, в качестве пенсионера Академии. С 1744 года Вьен провел в Риме пять лет, в течение которых были исполнены им, сверх многих копий с образцовых памятников живописи, шесть больших религиозных картин и несколько других произведений собственной композиции.

Вьен Вакханки и спящий Амур
Вакханки и спящий Амур, 1773
Музей Лувр, Париж
Вьен Увенчание возлюбленной
Увенчание возлюбленной, 1773
Музей Лувр, Париж

По возвращении в Париж, за картину "Святая Марфа садится на корабль", Вьен сопричислен к Академии, а в 1754 году за картину "Дедал и Икар" (в Луврском Музее) Вьен получил звание действительного члена Королевской Академии искусств, а затем и звание профессора. С этого времени его имя стало пользоваться громкой известностью не только во Франции, но и в других странах Европы. С 1776 года Вьен последовательно занимал пост директора Французской академии в Риме, был назначен в число ректоров Парижской академии, в 1789 году получил титул первого королевского живописца. Наполеон I назначил его сенатором, возвел в графское достоинство и пожаловал в командоры ордена почетного легиона.

В истории живописи Вьен занимает весьма видное место, как основатель строгого академического стиля во французской школе после господствовавшего в ней маньеризма, как основатель неоклассицизма, который только развивали далее его ученики Давид, Реньо, Менажо и другие художники. Правдивость и простота композиции, правильность рисунка, внимательное отношение к натуре, соединенное с исканием в ней благородных форм, и теплый прозрачный колорит составляют отличительные качества его произведений, встречающихся преимущественно в музеях и церквах Франции.

Лучшими из картин Вьена считаются: "Проповедь святого Дионисия" (в церкви святого Роха, в Париже), "Святой Герман и святой Викентий" (в Луврском музее), шесть сцен из жития святой Марфы (в церкви Сент-Март, в Тарасконе), "Открытие памятника королю Людовику XIV" (в Версальском музее), "Пpoщaниe Гектора с Андромахой", портреты самого художника и его жены и некоторые другие портреты. Независимо от живописи, Вьен занимался гравированием и произвел 38 эстампов. Кроме того, Вьен оставил по себе массу рисунков на сюжеты в духе Анакреона. Жена художника, Мария-Тереза Вьен, урожденная Ребу (Rebout, 1728-1805), ученица Кайлью и своего мужа, писала животных и цветы, а его сын, Мари-Жозеф Вьен (1761-1836), обязанный своим образованием отцу и Венсену, – даровитый живописец миниатюрных портретов.