Арт Small Bay

Дусбург Тео
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Тео ван Дусбург (Teo van Doesburg) (1883 – 1931), знаменитый голландский художник, архитектор, урбанист и теоретик неопластицизма. Настоящее имя Кристиан Эмиль Мария Куппер (Christian Emil Marie Kupper). Родился 30 августа 1883 года в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ – под псевдонимом Альдо Камини. Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры.

Дусбург Арифметическая композиция
Арифметическая композиция,
1917, Центральный музей, Утрехт
Дусбург Картежники
Картежники, 1916–1917,
Художественный музей, Гаага

Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал группу и журнал «Стиль» (De Stijl), знакомивший с идеями и произведениями мастеров этого творческого объединения. В числе формальных приемов живописи группы «Стиль» – локальное заполнение геометрических фигур, размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляют основу спектра.

Густав Климт Gustav Klimt

Концепция «Стиля» была подробно разработана и описана Ван Дусбургом в многочисленных статьях и лекциях, а стилистические приемы этого искусства нашли широкое применение в архитектуре 20 века. Члены группы «Стиль» работали самостоятельно в различных городах мира, некоторые из них не были даже знакомы между собой. Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма.

Дусбург Дерево
Дерево, 1916,
Художественный музей, Портлэнд
Дусбург Танец
Танец, 1916,
Центральный музей, Утрехт

Дусбург являлся идейным вдохновителем группы «Стиль», разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы «Стиль» представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама. В 1926–1928 годах ван Дусбург совместно с Хансом Арпом и Софией Тобер-Арп работал над перестройкой и оформлением ночного ресторана, кинотеатра и дансинга «Л'Обетт» в Страсбурге, в котором трактует абсолютно все плоскости, следуя законам неопластицизма. Модульность пластики здесь выражена плоскостью или прямоугольной призмой посредством живописи (применение открытых, локальных цветов – красный, желтый, синий, и противоположных – белый, черный, серый). По профессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно.

Картина Тео ван Дусбурга «Арифметическая композиция».
Ощущение движения и перспективы создается чередой пронзительно черных квадратов на белом фоне. В действительности художник использовал простой математический расчет – стороны каждого квадрата и расстояния между ними равны половине измерений предыдущего квадрата. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Использование законов, заимствованных из точных наук, отвечало его особенному тяготению к архитектуре. Скончался Тео ван Дусбург 7 марта 1931 года в Давосе. Смерть Дусбурга ознаменовала конец группы «Стиль». Несмотря на кратковременность существования группы и преимущественно теоретическую ее ориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые выделил и определил Тео ван Дусбург, остаются живыми, состоятельными и сегодня.

Макс Эрнст Max Ernst
Top Mail.ru