Арт Small Bay

Халс Франс
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Халс Франс (Hals Frans) (между 1581 и 1585–1666), голландский живописец. Учился в 1600–1603 у Карела ван Мандера и работал в Харлеме. Ранним портретам (“Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия”, 1616, Музей Франса Халса, Харлем), жанровым сценам (“Супружеская пара в парке”, 1622, Государственный музей, Амстердам), образам евангелистов (“Евангелист Лука”, “Евангелист Матфей”, около 1623–1625, – оба в Музее западного и восточного искусства, Одесса) Халса свойственны теплые тона колорита, четкая моделировка форм с помощью плотных мазков.

Халс Портрет женщины с веером
Портрет женщины с веером, 1640-е,
Национальная галерея, Лондон
Халс Портрет Стефана Герадса
Портрет Стефана Герадса, 1652,
Королевский музей, Антверпен
Халс Портрет Изабеллы Койманс
Портрет Изабеллы Койманс,
1652, Частное собрание

В конце 1620–х годов складывается зрелое мастерство художника Франса Халса. Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов нидерландского общества – от офицерства и богатых бюргеров (портрет Виллема ван Хейтхёйсена, около 1625–1636, Государственный музей, Вадуц) до социальных низов, предстающих в трактовке художника Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа (“Цыганка”, Лувр, Париж , “Мулат”, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, “Малле Баббе”, Картинная галерея, Берлин-Далем, – все около 1630).

Михаил Нестеров Mikhail Nesterov

Живописная манера Халса обретает ко времени 1630–х годов необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни.

Халс Портрет мужчины с перчаткой
Портрет мужчины с перчаткой,
1650, Эрмитаж, Петербург
Халс Цыганка
Цыганка, 1628–1630,
Музей Лувр, Париж
Халс Портрет юноши с черепом
Портрет юноши с черепом, 1628,
Национальная галерея, Лондон

В этот же период Халс напряженно работает над популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая ему жизненную непосредственность и мотивированную убедительность (“Групповой портрет стрелковой роты Святого Адриана”, 1633, Музей Франса Халса). С 1640–х годов психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона (“Регенты госпиталя Святой Елизаветы”, 1641, музей Франса Халса; портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645, Национальная галерея, Прага).

В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами (“Мужчина в черной одежде”, около 1650–1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), нередко появляются ноты безысходности и горького пессимизма (“Регентши приюта для престарелых”, 1664, Музей Франса Халса).
В старости Халс впал в глубокую нужду и умер в богадельне. Среди учеников Халса и испытавших его воздействие других мастеров голландской и фламандской живописи 17 века – Адриан Брауэр , братья Адриан и Исаак ван Остаде, Ян Стен и другие.

Картина Франса Халса “Портрет молодого человека с черепом в руках”.
Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. Неистовые удары кисти художника, неожиданно напоминая манеру импрессионистов, передают ощущение движения и буйный характер юноши. Впечатление живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя. Картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни. Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века. Он прославился благодаря своему яркому, энергичному стилю, использующему быструю работу кистью для того, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и выражения. Однако его манера совершенно отлична от более глубокого проникновения в личность модели у его современника Рембрандта.
Творчество Франса Хальса →

Арбо Петер Николай Arbo Peter Nicolai