Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Хоох Питер
Картины и биография

Питер де Хоох (Pieter de Hooch) (1629 – после 1684) (также иначе Хох, Гох), голландский живописец. Около 1646–1649 годов учился у К. Берхема в Харлеме; работал в Делфте и Амстердаме, испытал влияние Яна Вермера Делфтского и Карела Фабрициуса.

Хоох Задний дворик
Задний дворик, 1658,
Национальная галерея, Лондон
Хоох Женщина чистящая апельсин
Женщина, чистящая апельсин,
1663, Собрание Уоллеса, Лондон
Хоох Солдаты играющие в карты
Солдаты, играющие в карты,
1658, Частная коллекция

Изображая сцены бюргерского быта, Хоох с любовной тщательностью передавал поэтическую одухотворенность наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (“Дворик”, 1658, Национальная галерея, Лондон; “Мать у колыбели”, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). В картинах Питера де Хооха сюжетное повествование сведено к минимуму и господствуют общее лирическое настроение, очарование спокойного, неторопливого течения жизни; в колорите преобладают воздушные золотистые тона, оттененные пятнами чистого цвета.

Картина Питера де Хооха “Хозяйка и ее служанка во внутреннем дворике”.
Спокойная сцена, передающая эпизод из жизни городского дома, заботливо перечисляет мелкие, тонко подмеченные подробности. Чистый, прозрачный свет придаст изображению живое правдоподобие, а две фигуры казались бы навечно заключенными в замкнутом мирке дворика, если бы не отворенная на улицу калитка. Открытый пролет двери был излюбленным приемом де Хооха; он часто писал темный передний план с открытой дверью, ведущей в ярко освещенные внутренние покои.

Хоох Хозяйка и ее служанка во внутреннем дворике
Хозяйка и ее служанка, 1657,
Эрмитаж, Петербург
Хоох Голландская семья
Голландская семья, 1662,
Галерея Академии искусства, Вена
Хоох Карточные игроки
Карточные игроки, 1674,
Частное собрание

В картине “Хозяйка и ее служанка во внутреннем дворике” царит атмосфера спокойной, привычной повседневности, но одновременно присутствует ощущение, что эти простота и тишина сами по себе прекрасны. Ранние картины де Хооха изображают двух-трех персонажей, занятых домашними делами в комнатах, залитых светом. В поздних работах художник оставил эти чудесные светлые простые дома ради достаточно претенциозных сцен светской жизни. Люди на его полотнах стали богаче, но сами картины оскудели и потеряли свои световые достоинства.