Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Массейс Квинтен
Картины и биография

Массейс Квинтен (Massys Quentin) (1465 или 1466–1530), нидерландский живописец. Работал в Антверпене, испытал влияние Рогира ван дер Вейдена, Дирка Баутса, Альбрехта Дюрера. В стремлении сочетать принципы нидерландского и итальянского Возрождения Квинтен Массейс обращался и к творчеству Леонардо да Винчи, в частности, к его гротескным штудиям.

Массейс Безобразная герцогиня
Безобразная герцогиня, 1525-1530,
Национальная галерея, Лондон
Массейс Портрет Эразма Роттердамского
Портрет Эразма Роттердамского,
1517, Национальная галерея, Рим

В многофигурных триптихах и картинах художника Квинтена Массейса (“Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем”, 1507–1509, Музей старинного искусства, Брюссель; “Оплакивание Христа”, 1508–1511, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) черты готической условности, некоторая плоскостность и уплотненность композиции сочетаются с живыми, яркими характеристиками персонажей; праздничным и нарядным, приближающимся к цветовому единству колоритом.

Тяготение к жизненным, полнокровным образам особенно полно проявилось в портретах Массейса, персонажи которых обычно изображены на фоне бытовой обстановки (портрет Эразма Роттердамского, Национальная галерея, Рим), и в одном из первых произведений нидерландского бытового жанра – картине “Меняла с женой” (1514, Лувр). Воздействие творчества Массейса сказалось в работах многих нидерландских и немецких художников 16 века.

Массейс Портрет нотариуса
Портрет нотариуса, 1520-е,
Национальная галерея, Эдинбург
Массейс Меняла с женой
Меняла с женой, 1514,
Музей Лувр, Париж

Картина Квинтена Массейса “Портрет нотариуса”.
Крест, перо, роза, бумага и письменные принадлежности указывают, что перед нами нотариус – человек, чья обязанность заверять людям документы, однако его собственная личность осталась неустановленной. Есть прямота в его взгляде и точность во всей картине, от старательно переданного сходства с моделью до пейзажа за аркадой. Массейс испытал сильное влияние Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера; люди на его портретах обычно предстают на фоне лесного или горного пейзажа, подобного тому, какой можно видеть на картине Мона Лиза.

Существуют и другие указания на влияние Леонардо: некоторые из сатирических рисунков Массейса похожи на леонардовские карикатурные головы стариков и старух, названные гротесками. Согласно преданию, Массейс был кузнецом, который собственными силами получил образование, стал живописцем и музыкантом. Выдающийся мастер в области реалистического портрета, он славился высокой безупречной техникой.