Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Патинир Иоахим
Картины и биография

Патинир Иоахим (Patinir Jochim) (около 1475–1480–1524), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Работал в Антверпене. Развивая традиции братьев ван Эйк и Иеронима Босха, Патинир, ставший одним из родоначальников жанра пейзажа в европейской живописи, превратил природу в главный композиционный и смысловой элемент своих произведений.

Патинир Отдых на пути в Египет
Отдых на пути в Египет,
1520-е, Музей Прадо, Мадрид
Патинир Харон перевозит душу в ад
Харон перевозит душу в ад,
1520-е, Музей Прадо, Мадрид

Пейзажные фоны в картинах Иоахима Патинира, изображенные с высокой точки зрения и условно разделенные на три плана с помощью цветовых зон, носят характер величественных полуфантастических панорам, включающих причудливые скалы, леса, реки и моря (“Бегство в Египет”, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; “Крещение Христа”, Музей истории искусств, Вена). Теряющиеся среди ландшафта мелкофигурнье библейские сцены, часто написанные другими художниками (например, Квинтеном Массейсом), имеют характер стаффажа.

Патинир Святой Иероним в скалистом пейзаже
Святой Иероним в скалистом пейзаже,
1520, Национальная галерея, Лондон
Патинир Крещение Христа
Крещение Христа, 1510-1520,
Музей истории искусств, Вена

Картина Иоахима Патинира “Святой Иероним в скалистом пейзаже”.
Фантастические геологические структуры парят в этом воображаемом пейзаже, вызванном к жизни богатым воображением Патинира. В обширной простирающейся долине маленькие фигурки людей и здания проставлены наподобие точек. Внимательное и прочувствованное, с детальной топографией, изображение превращает ландшафт в убедительное жизненное окружение для миниатюрной фигурки святого, Патинир объединил свет, воздух, элементы материального мира, чтобы создать то, что представляет, должно быть, самую раннюю пейзажную картину – жанр, популярность которого не меркнет. Совершенство живописной техники и гладкая, законченная отделка картины типичны для стиля Патинира. Его наивно сочиненные пейзажи оказали большое и длительное влияние на фламандскую живопись: необычным смешением вымысла и натурализма деталей они предвосхитили, в частности, работы Яна Брейгеля.