Арт Small Bay

Тербрюгген Хендрик
Картины и биография

Тербрюгген Хендрик (Terbrugghen Hendrick) (1587 или 1588–1629), голландский живописец. Учился в Утрехте у А. Блумарта; в 1604–1614 работал в Италии, затем в Утрехте. Один из ведущих (наряду с Герардом ван Хонтхорстом) мастеров так называемого утрехтского караваджизма, Тербрюгген писал преимущественно полуфигуры певцов и музыкантов (“Флейтист”, 1621, Картинная галерея, Кассель; “Концерт”, 1626, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Тербрюгген Флейтист
Флейтист, 1620-е,
Картинная галерея, Кассель
Тербрюгген Лютнист
Мужчина, играющий на лютне, 1624,
Национальная галерея, Лондон
Тербрюгген Вакханка
Вакханка, 1627,
Музей Гетти, Лос Анджелес

Художник создавал также религиозные и мифологические композиции, трактованные как жанровые сцены (“Призвание апостола Матфея”, 1621, “Заснувший Марс”, 1629, – обе в Центральном музее, Утрехт). Зрелые произведения Тербрюггена выделяются созерцательностью эмоциональной атмосферы, мягкими, но отчетливыми светотеневыми контрастами, материальной осязаемостью пластической лепки, серебристым тональным колоритом.

Картина Хендрика Тербрюггена “Флейтист”.
Юный франт в полосатой атласной блузе с широкими рукавами играет на флейте; его профиль вырисовывается на фоне темной бархатной шляпы. Картина кажется свободной от любых литературных намеков – чистое явление светлого, радостного сюжета.

Однако голландская живопись этого времени обычно содержала широкий символический подтекст, и это полотно может представлять персонификацию Музыки или изображать Слух, одно из пяти чувств. Композиционный замысел картины необычен: фигура смело написана силуэтом на ровном плоском фоне, приближена к зрителю и занимает половину пространства картины. Лаконизм композиции и эффектное использование света и тени обнаруживают влияние раннего творчества Караваджо. Тербрюгген учился в Риме вместе с Герритом ван Хонтхорстом и другими художниками так называемой Утрехтской школы и способствовал переносу идей Караваджо в северные страны.

William Gold