Арт Small Bay

Реализм в искусстве
Франции 19 века

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Доре Бродячие акробаты
Доре. Бродячие акробаты
1874, Городской музей, Клермон

>Месонье Сержант и солдаты
Месонье. Сержант и солдаты
1874, Кунстхалле, Гамбург

Бастьeн-Лепаж Цветочница
Бастьeн-Лепаж. Цветочница
1882, Частное собрание

Поражение Парижской коммуны и усиление реакции вызвали глубокие изменения в художественной жизни Франции. Противоречие между господствующей буржуазной культурой и культурой демократической, обозначившееся с первых шагов утверждения капиталистического общества, в последней трети 19 века стало необычайно резким и обостренным. Последовательное развитие реалистической демократической культуры и ее подъем на новую социально-эстетическую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.

Под покровительством же официальных буржуазных кругов пышно расцвело салонное искусство, в котором побеждает красивость, светская утонченность, любовь к занимательным и игривым сценам. Оно прославляло буржуазные и монархические режимы либо уводило в мир античных легенд и аллегорий, утративших гражданственную доблестность классицизма, вызвавших появление различных вариантов слащавых «венер» и «истин». Усилились условно-стилизаторские, подражательные стилям прошлых веков направления с преобладанием мистико-символических тенденций.

Господствующим направлениям буржуазного искусства противостояло реалистическое искусство, продолжающее развиваться в условиях идеологической борьбы, преследований и жесточайшей цензуры. Реализм в искусстве конца 19 — начала 20 века не был однороден. В традиционной манере работали мастера демократического направления, такие как Жюль Бастьен-Лепаж (1848—1884), который изображал крестьян и городских жителей в полных искренности жанровых картинах («Любовь в деревне», 1882, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина; «На сенокосе», 1877, Париж, Лувр; «Разносчик», 1882, Париж, Музей искусства декорации), или Леон Лермитт (1844—1925), автору правдивых картин, посвященных жизни тружеников («Расплата со жнецами», 1882, Париж, Музей современного искусства). Большую группу составили художники, устремленные к новым средствам художественного выражения, развернувшие борьбу против буржуазной пошлости мещански ограниченного реакционного салонного искусства — Эдуар Мане, Огюст Роден и другие. Мане был в числе активных участников «Салона отверженных» — выставки произведений, отвергнутых официальным жюри в 1863 году и вызвавших скандальные нападки со стороны буржуазной критики.

Доре Гюстав. Картины →

Месонье Эрнест. Картины →

Бастьeн-Лепаж Жюль. Картины →

История зарубежного искусства →

Top Mail.ru