Арт Small Bay
Художники Италии

Новостройки по доступной цене в Сочи
Звонок
Дизайн Bottom

Культура и искусство
Нидерландов 16 столетия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Лейден Игра в карты
Лейден. Игра в карты, 1508-1510
Национальная галерея, Вашингтон
Массейс Меняла с женой
Массейс. Меняла с женой
1514, Музей Лувр, Париж
Артсен Танец среди яиц
Артсен. Танец среди яиц
1552, Рейксмузеум, Амстердам
Мор Король Филипп II
Мор. Король Филипп II, 1557
Монастырь Сан Лоренцо, Эскориал

Новый подъем нидерландской живописи наступил в 16 веке. С открытием Америки, с перенесением центров мировой торговли на Атлантический океан Нидерланды пережили бурный экономический расцвет и приобрели важное значение в Европе. Торговое первенство перешло к Антверпену, ставшему мировой факторией и мировой биржей. Однако уже во второй половине 16 века обострились противоречия между богатыми передовыми нидерландскими провинциями, веками отстаивавшими свою независимость, и феодальной Испанией, с конца 15 столетия владевшей Нидерландами. Антифеодальное движение в Нидерландах, принимая формы то религиозной борьбы (лютеранство, анабаптизм, кальвинизм) против католической реакции, то борьбы за национальную независимость против кровавой тирании Испании, завершилось первым в европейской истории мощным восстанием широких масс населения против всех поработителей — нидерландской революцией (1656—1677).

В 16 столетии широкий размах торговли способствовал преодолению средневековой замкнутости; Нидерланды становились землей «общей для всех наций» и все более вовлекались в круг общеевропейской культуры. Религиозным идеалам противопоставлялись рационалистическое миропонимание, практицизм. Критиковались устаревшие традиции, догматы, ограниченность и отсталость сословного и цехового строя. Распространялись принципы веротерпимости и равенства людей. Эразм Роттердамский, глашатай науки и просвещения, новой культуры и идеалов Возрождения, нанес удар авторитету церкви. Против всего сковывающего личность выступил Д. Корнхерт. Новые религиозные учения оправдывали активную целеустремленную мирскую деятельность человека на земле, а гуманизм возвел человеческую личность в идеал. Эти сдвиги в мировоззрении людей и характере культуры Нидерландов сопровождались, однако, осознанием несовершенства жизни, несправедливости общественного устройства. Во второй половине 16 века утопические идеалы гуманизма переживали кризис. Драматизм социальных конфликтов, усиливающийся политический, национальный и религиозный гнет со стороны Габсбургской империи и Испании, террор Контрреформации, так же как и учение Кальвина о предопределении судьбы отдельной личности приводили к мысли о ее ничтожестве и неспособности изменить свою жизнь, вынужденной следовать своему «призванию». Все это определило большую сложность путей развития художественного миропонимания в нидерландской живописи 16 века, не достигающей столь целостного и блестящего развития, как это было в 15 столетии. Возникновение нового представления о мире и месте в нем человека сопровождалось разнообразием исканий, мучительной ломкой старых традиций, борьбой между новыми художественными течениями. Это приводило, естественно, к известному отказу от художественных традиций 15 века. Художники обращались к более непосредственному отображению действительности, современности, что открывало новые пути развития искусства. В поисках обобщения они обратились к изучению великих открытий искусства итальянского Возрождения. На этой основе возникло течение «романизм» (от слова «романский» — «римский»). Однако, ограничившись большей частью лишь внешним заимствованием готовых художественных формул и форм классического искусства — нового для нидерландцев живописного языка, большинство романистов не создало почти ничего самобытного и художественно цельного. Лишь немногие из них претворили воспринятое от итальянцев в подлинно национальное.

Из их среды выделяется Лука Лейденский (Лукас ван Лейден, 1489/1494—1533), в творчестве которого были сильны национальные основы; испытав влияние итальянского искусства, изучая Дюрера, он создал оригинальные по сюжетам и композиции произведения, сыграл важную роль в развитии реалистической графики и живописи Нидерландов. В сценах из жизни Нидерландов, решенных в бытовом аспекте («Молочница», «Уленшпигель»), особенно ярко проявлялись народные корни его дарования.



Наперекор романизму и развивавшемуся в Антверпене маньеризму в нидерландской живописи окреп живой источник народного реалистического искусства, эмансипировавшегося от опеки церкви, связанного с идеалами освободительного национального движения. Уже в 20-х годах 15 века возникла пейзажная живопись, утверждавшая ценность природы вне ее связи с религиозным представлением о мироздании.

К середине 16 века не только изменился характер религиозной живописи, но и все более утверждались темы, посвященные жизни народных масс — крестьян, бедняков, бродяг, нищих,— развился монументальный бытовой жанр, натюрморт (Питер Артсен, Антонис Мор, Дирк Барентс, Ян ван Скорел, Иохим Патинир, Ян Сандерс ван Хемессен, Массейс Квинтен), индивидуальный и монументальный групповой портрет. Особого расцвета достигает «гротескный реализм» с характерными для него сказочно-смеховыми сюжетами и фольклорными мотивами.

Артсен Питер. Картины →
Лейден Лукас. Картины →
Массейс Квинтен. Картины →
История зарубежного искусства →





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный музей живописи приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Художники России

Квартиры в Сочи по цене застройщика
Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd