Арт Small Bay
Дега Картины
Натье Картины
Журавлев Картины
Художники Италии

Дизайн Bottom

Культура и искусство
Польши 19 века

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Михаловский Портрет крестьянина
Михаловский. Портрет крестьянина
1838, Национальный музей, Варшава
Шерментовский В парке
Шерментовский. В парке, 1873
Национальная галерея, Вроцлав
Матейко Станьчик
Матейко. Станьчик, 1862
Национальный музей, Варшава
Матейко Коперник
Матейко. Коперник, 1873
Ягеллонский университет
Хелмоньский Бабье лето
Хелмоньский. Бабье лето, 1875
Национальный музей, Варшава

Своеобразие путей развития польского искусства в 19 века определялось той драматической исторической ситуацией, которая сложилась после раздела Польши (1795) между Россией, Австрией и Пруссией. В труднейших условиях раздробленности страны польский народ вел борьбу за утверждение принципов национальной культуры, явившуюся частью общего национально- освободительного движения, которое развивалось на протяжении 19 века. Патриотическая направленность польского искусства сообщала ему романтический пафос национального самоутверждения.

После окончания Венского конгресса в 1815 году, когда в рамках Российской империи было основано Королевство Польское, намечаются новые тенденции в развитии польского искусства. При Варшавском университете организуется отделение изящных; искусств с филиалом в Кракове. Оживляется художественная жизнь в Вильно, бывшем в то время не только культурным центром Литвы, но и одновременно Королевства Польского. Значительное развитие получает гражданское строительство, которое ведется в Варшаве. В 20—З0-е годы застраиваются Банковская площадь и примыкающая к ней Театральная с монументальными зданиями Большого театра, выдержанного в стиле классицизма (архитектор А. Корацци).

Неудача восстания в 1830—1831 годах привела к усилению реакции, закрытию в Варшаве и Вильно университетов, перемещению культурного центра в Галицию, в Краков. Многие участники восстания вынуждены были эмигрировать в Париж, где некоторое время работали Мицкевич, Шопен, живописцы Родаковский и Михаловский.

Родаковский. С успехом выставлялся в парижских Салонах Генрик Родаковский (1823—1894), творчество которого овеяно духом романтики. Ему принадлежит один из самых известных портретов генерала Дембиньского (1852, Краков, Национальный музей), командовавшего революционными войсками поляков в Венгрии. Этот героический образ глубоко задумавшегося сурового воина — один из типичных, драматических образов польской живописи, истории и поэзии.

Михаловский. С передовыми художественными течениями Франции, и прежде всего с революционным романтизмом, связана деятельность Петра Михаловского (1800—1855). Своеобразный колористический талант его нашел выражение в полных динамики изображениях коней, в эмоциональной напряженности всадников, в остропсихологических портретах. Широко и свободно, в горячей, но собранной сдержанной гамме писал художник Михаловский картины на крестьянские темы, добиваясь реалистической силы, глубины характеристики образов, — «Сенько» (около 1846 года, Краков, Национальный музей).

Шерментовский. Крестьянская тема становится главной в творчестве ряда художников, выступавших в 60-х годы 19 века в русской части Польши, где нашли широкое распространение идеи русских демократов-народников. Не случайно искусство польского жанриста Юзефа Шерментовского (1833—1876) близко искусству русских художников-передвижников. В картине «Крестьянские похороны» (1862, Варшава, Национальный музей) печально нахмурившееся небо и весь унылый пейзаж тонко соответствуют настроению безысходной тоски. В период подготовки и проведения восстания 1863 года начинается подъем польской исторической живописи, которая стала своеобразной формой борьбы за национальную независимость. В условиях порабощенной и разделенной Польши прошлое страны выступало в особом ореоле романтических мечтаний и идеализации.

Матейко. Создателем многочисленных композиций на темы национальной истории был Ян Матейко (1838—1893), работавший в самых разнообразных жанрах и видах искусства, обращавшийся к монументальной живописи, к графике. Страстный патриот, все свое мастерство он отдавал борьбе за распространение патриотических идей. Матейко выбирал для своих сложных по построению многофигурных картин большие исторические события времен расцвета Польши, В «Проповеди Скарги» (1864, Варшава, Национальный музей) с огромным эмоциональным накалом он изобразил проповедника 16 века, призывающего к единению польских магнатов. Драматизм ситуаций, психологическое напряжение отмечают картину «Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле после утраты Смоленска» (1862, Варшава, Национальный музей). Однако в ряде произведений Матейко приходит к безудержному прославлению феодально-магнатской Польши, к утрате понимания истинного хода исторического процесса — таковы «Люблинская уния», «Стефан Баторий под Псковом» (обе — Варшава, Национальный музей). Перегруженность композиций многочисленными деталями и несколькими зрительными центрами снижает эмоциональное воздействие этих произведений. Земельная реформа 60-х годов 19 столетия способствовала ускорению темпов развития капитализма в Королевстве Польском, утверждению буржуазной идеологии, крушению романтических иллюзий и развитию критического реализма в искусстве.



Хелмоньский. Изображению жизни польского крестьянства посвятил свое творчество Юзеф Хелмоньский (1849—1914). Художник не только поэтизирует образы крестьян и родной природы, но подчеркивает момент социального неравенства и даже протеста — «На фольварке» (Варшава, Национальный музей).

Максимильян и Александр Герымские. Тенденции достаточно явного социального обличения выражены в еще большей степени в произведениях братьев Максимильяна и Александра Герымских. Картина «Повстанческий патруль» (около 1871 года, Варшава, Национальный музей) М. Герымского (1846—1874) рисует сцену восстания 1863 года. В картинах А. Герымского (1850—1901) находит отражение тема капиталистического города, труд рабочих — «Рабочие песчаного карьера» (1887, Варшава, Национальный музей). Художники пользуются богатыми возможностями пленэра в полных лиризма, мастерски написанных пейзажах и этюдах.

С начала 20 века все шире распространяется в польском искусстве влияние импрессионизма, а затем модернизма и символизма, однако лучшие мастера польского искусства сохраняют верность крестьянской теме и реалистическим традициям.

История зарубежного искусства →





История искусства | Живопись | Скульптура | Фотоискусство | Библиотека | Астрология | Магия | Карта сайта

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.
Художники России

Дизайн Bottom



Copyright 2004-2017 © Small Bay Ltd