Арт Small Bay

Культура и искусство Болгарии 20 века

Обширный размах приобрело монументальное искусство в народной Болгарии. По всей стране возводит народ невиданные ранее по масштабу ансамбли нового типа, воздвигает памятники героям, борцам за свободу Болгарии. Среди них величавый монумент Советской Армии (1954) в Софии, обращенный к центральной магистрали города – Русскому бульвару.

Божкилов Лодка и Любовники
Божкилов. Лодка и Любовники
Институт Культуры, София
Димитров-Майстора Женский портрет
Димитров-Майстора. Женский портрет
Национальная галерея, София

На фоне заснеженной вершины Витоши вырисовываются фигуры главной группы: советского воина, болгарского рабочего и крестьянки с ребенком на руках. В ясной художественной форме раскрывают скульпторы Мара Георгиева, Васка Емануйлова, Иван Лазаров, Иван Фунев, Любомир Далчев и весь коллектив создателей монумента идею нерушимой дружбы между народами Советского Союза и Болгарии.

Dominique Ingres

К теме борьбы с фашизмом обращаются живописцы и графики. Одним из первых претворил ее Илия Петров (1903–1976)в росписях «Сопротивление», 1946, «Девятое сентября» (1947) в фойе кинотеатра имени Благоева в Софии. Это фризообразная композиция, полная гнева и боли. По краям ее – величаво-скорбные фигуры матерей, требующих отмщения; к центру движение групп нарастает; разгневанный народ сокрушает фашистов. Аллегория и реальность сочетаются здесь в образах, полных эмоционального накала. Суровый драматизм присущ картине Петрова «Расстрел» (1954, София, Национальная художественная галерея). Внимание сосредоточено на фигуре революционера, мужественно глядящего в глаза смерти.

Йоич Начало
Йоич. Начало
Институт Культуры, София
Исинов Ева
Исинов. Ева
Институт Культуры, София

Историко-революционная тема привлекает Стояна Венева (р. 1904), живописца и рисовальщика-сатирика с ярко выраженным национальным творческим лицом (картины «Прощание», 1952, Пловдив, Художественная галерея; «Возвращение партизана», 1954, София, Национальная художественная галерея). Художник выступает продолжателем традиционной в болгарской живописи крестьянской темы. Юмор, живые наблюдения и характеры составляют основу картины «Веселый год» (1957, София, Национальная художественная галерея). Теплый золотистый колорит ее словно пронизан ярким южным солнцем, под лучами которого созревают богатейшие плоды земли Болгарии.

Max Ernst

Крестьянская тема – одна из главных в болгарском искусстве. Крестьяне – герои картин чудесного живописца-колориста Владимира Димитрова-Майсторы (1882 – 1962). Долгие годы он жил в родном Кюстендиле, воспевая в своих творениях его красоту, со всем буйством прекрасного весеннего цветения садов и богатыми плодами осени, с роскошью пышных роз и красотой народа-труженика. Декоративность и напряженность цвета сочетаются в картинах Майсторы с мощной проработкой обобщенных объемных форм, со сложным ритмом линий. Его «Болгарская девочка» (1952, София, Национальная галерея) покоряет обаянием юности, чистоты. Она словно воплощение молодости свободной Болгарии. Постоянно обращался к современной теме Иенко Балканский (1907–1977).

Плодотворно работают над воссозданием образов своих современников мастер психологического портрета и тематической композиции Дечко Узунов, художники последующих поколений – Светлин Русев, Лиляна Русева, Калина Тасева, Стоян Божкилов, Кеазим Исинов, Милена Йоич и многие другие живописцы.

История зарубежного искусства ►