Арт Small Bay

Культура и искусство Румынии 20 века

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Крестьянская тема осталась одной из главных и в живописи Румынии. Образы крестьян-коллективистов, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях многих художников. Крестьяне – герои ряда капитальных картин Корнелиу Бабы (р. 1906), почетного члена Академии художеств СССР, одного из самых одаренных колористов современной живописи. Его мощное, глубоко идейное, реалистическое искусство раскрывает мир румынского крестьянина-труженика с его горестями, радостями, надеждами.

Жаля Печаль
Жаля. Печаль
Парк, Эфория
Баба Возвращение крестьян
Баба. Возвращение крестьян, 1959
Музей искусства Румынии, Бухарест
Медря Триумфальная арка
Медря. Триумфальная арка
1922–1935, барельеф, Бухарест

В картинах «Отдых в поле» (1954) и «Крестьяне» (1958, обе – Бухарест, Музей искусства Румынии) художник Корнелиу Баба моделирует форму широкими пастозными мазками. Сумрачные и насыщенные колористические гармонии способствуют воплощению сложной гаммы чувств и самой жизни в ее многообразии.

Глубиной психологических характеристик, остротой и цельностью образных решений отличаются написанные Корнелиу Бабой многочисленные портреты представителей румынской интеллигенции: писателя Михаила Садовяну (1953), актрисы Лучии Стурдзы Буландры (1953), поэта Тудора Аргези (1963), женский портрет (1957, все – Бухарест, Музей искусства Румынии).

Доминик Энгр Dominique Ingres

Более лиричен и экспрессивен в своем творчестве Александру Чукуренку (1904–1970), историческая картина которого «Анна Ипэтеоку» (1948) овеяна романтической взволнованностью. Приметы нового времени передает художник в бытовых сценах и пейзажах («Первое Мая», «Дом газеты «Скынтейя», все – Бухарест, Национальный музей искусств). Заметен вклад молодого поколения живописцев Иона Пича (р. 1924), Сабина Бэлшиа (р. 1932).

Развивается в Румынии монументальное искусство – росписи дворцов культуры, домов отдыха, а также скульптура, органически включаемая в архитектурные ансамбли. Площадь перед домом «Скынтейя» – монументальным зданием полиграфического комбината в Бухаресте – завершает памятник В. И. Ленину, воздвигнутый Борисом Караджа (р. 1906). Декоративные скульптуры, монументы Корнела Медря (1888–1964), Иона Жаля (р. 1887), Иона Иримеску (р. 1903) украшают современные города, черноморские курортные ансамбли Мамайи, Эфории и др.

Здесь, на песчаном берегу Черного моря, прекрасно вписываясь в окружающий пейзаж, высятся светлые комфортабельные сооружения из стекла и бетона: гостиницы, рестораны, театры, Украшенные росписями, мозаиками из стекла и керамики, они составляют единое целое с декоративными скульптурами – «Солнце», «Материнство», «Сирена» и другими статуями, исполненными Медря и его учениками.

Значителен вклад в развитие румынской пластики Иона Жаля, всю жизнь воспевающего силу и энергию, трудолюбие и талант румынского народа. Лишившись еще в первую мировую войну руки, Жаля не оставил трудную профессию монументалиста. Одна из поздних его работ – монумент композитору Джордже Энеску, одухотворенный образ которого раскрыт с присущими скульптору глубиной и психологизмом.

Разносторонность творческих исканий отличает Иона Иримеску, создателя портретов и монументов, суровых и полных лиризма образов румынского народа. Таковы «Сталевар» (1954) и «Крестьянка» (1961, обе картины – Бухарест, Национальный музей); цветок в руке крестьянки воспринимается как олицетворение народного искусства, прекрасного и вечно живого.

История зарубежного искусства →

Макс Эрнст Max Ernst
Top Mail.ru