Арт Small Bay

Культура Западной Европы и Америки
после первой мировой войны

Дальнейшее развитие мирового искусства в 20 веке разделяется на два этапа, их смена будет прослежена в борьбе художественных течений, в деятельности отдельных художников. Оба этих этапа характеризуются обострением идеологической борьбы и нарастанием конфликта между социалистической культурой, формирующейся после Октябрьской революции в СССР, а затем и в странах социализма, и буржуазной культурой, переходящей на путь последовательной реакции.

Коммунистическое движение в буржуазных странах, революции в Мексике, в Германии, в Венгрии в 1920-х, Испании в 1930-х годах, антифеодальное и антиимпериалистическое национально-освободительное движение в колониях стали реальной почвой для развития идей демократического искусства, для возникновения новых очагов передовой художественной культуры.

Frans Francken

Творчество европейских художников, ставших на путь реализма в 1920-х годах, поднялось в следующем десятилетии на более высокую ступень общественного сознания. Пройдя период сложных исканий и сомнений, преодолевая буржуазную ограниченность, крупнейшие деятели культуры Европы приходили к оптимистической вере в жизнь, к социалистическому гуманизму (Анри Барбюс, Анатоль Франс, Ромен Роллан, Франс Мазерель).

Реализм развивался на этом этапе не только в борьбе с анархически-индивидуалистическими течениями, но и с искусством, возникшим при фашистских диктатурах (в Италии, в Германии; в 1920–1930-е годы). Преследование нацистами художников-«экспериментаторов» формалистического искусства усиливало их стремление искать выхода в иллюзии творческой свободы, что фактически приводило их в художественной деятельности к полной безответственности.

При сохранении доминирующего значения формалистического искусства укрепление прогрессивных течений в 1930–1950-х годах совершалось более быстрыми темпами. Движение Сопротивления в оккупированных странах воспитало новое поколение прогрессивных деятелей культуры, активно участвовавших своим искусством и общественной деятельностью в борьбе с фашизмом. Битва за прогрессивную культуру объединяла различных представителей художественной интеллигенции, возникали объединения, ассоциации, созывались конгрессы.

John William Waterhouse

Победа Советского Союза в войне с фашизмом, образование социалистических государств изменили соотношение сил на мировой арене. Борьба сил прогресса и реакции поднялась на более высокую ступень своего развития, что нашло отражение и в искусстве.

Укрепляются взаимоотношения между деятелями культуры социалистических стран. Усиливается авторитет коммунистических партий, объединяющих не только большую часть рабочих, но и широкие круги интеллигенции, в среде которой распространяются идеи марксизма, укрепляется чувство ответственности за судьбу культуры. Растет круг художников, осознающих несовместимость системы империализма с общественным прогрессом. Они выступают активными борцами за мир, многие из них идут по пути реализма (Манцу, Кент и др.). В искусстве утверждается гуманистический идеал сознательно борющегося человека. Передовое искусство обогащается новым содержанием, порожденным перспективами социалистической революции. Писатели, поэты переходят на позиции социалистического реализма. Его элементы зреют в прогрессивной графике (Эффель) и живописи (Гуттузо). Развивается реализм в Мексике и других странах Латинской Америки. Однако по-прежнему реализму в этих странах противостоят сохранившие господствующее положение реакционные формалистические течения.

История зарубежного искусства ►