Арт Small Bay
Иероним Босх Низвержение грешников Видения загробного мира

Низвержение грешников

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
1500-е годы. Дворец Дожей, Венеция.

Hieronymus Bosch. Иероним Босх и его картины →

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Видения «Низвержение грешников» и «Адская река» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане. На доске «Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении в них всегда обнаруживается логика, четкая структура и осмысленность. Здесь же каждый персонаж существует сам по себе. «Страшный суд» – один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов. На створках обязателен Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов, и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века, и в эпоху Возрождения. Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему. На венском триптихе сцена божественного суда с Христом в центре кажется крошечной, а число избранных – ничтожным по сравнению с гнетущей картиной проклятого человечества. Наступление Судного дня, Dies irae («День гнева»), когда земля и Ад больше не будут отличаться друг от друга, станет последним аккордом в истории человечества, начавшейся с грехопадения Адама и Евы и их изгнания из Эдема.

История искусства. Далее →

Сальвадор Дали Salvador Dali