Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Питер Брейгель Страна лентяев

Страна лентяев

1567. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Pieter Bruegel. Питер Брейгель, картины и гравюры ►

Искусство Нидерландов 16-го века
Картина Питера Брейгеля «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. В левом углу можно прочесть подпись художника и дату – 1567 год. Как и многие другие работы Брейгеля, картина «Страна лентяев» тоже имеет в своей основе пословицу – нидерл. Geen ding is er gekker dan lu en lekker (дословно: нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна). «Страна лентяев» – сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 году в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 году и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля. Главные персонажи её – представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин, и школяр.

Дидактический морализирующий смысл произведения совершенно отчётлив и ясен – остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени. Но вряд ли картина создана как иллюстрация к сказке, её замысел кажется гораздо шире, имеет определённую нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии. Чтобы попасть в страну лентяев, нужно было проесть проход в горе из каши, изображенной на картине в правом верхнем углу. Попавший в неё сразу замечает жареного поросёнка, бегающего с ножом в спине, плетень из колбасы, покрытую пирогами крышу шалаша и бесчисленное множество других лакомств. На пороге шалаша лежит с открытым ртом человек, только что попавший в страну, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь.

В центре картины лежат распластавшись вокруг дерева, словно спицы колеса, три человека, достигшие предела своих желаний. По одежде и предметам им принадлежешим в них можно распознать крестьянина, солдата и школяра или может быть священнослужителя. К стволу дерева приделана, как к подставке, кольцеобразная столешница; она немножко наклонена вперед, но не настолько, чтобы кувшины или тарелки соскальзывали вниз. У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем. Школяр, в белой рубахе и охряно-красных штанах, растянулся на своем подбитом мехом плаще. Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца. Солдат, чья латная рукавица валяется рядом в траве, облачен в кюлоты темно-красного цвета с черными поперечными полосами; почти такого же цвета и подушка, на которой нежится его голова.

Земля медленно поворачивается, и три персонажа вместе с ней – как фигурки на карусели, как лотерейное колесо. Они нисколько не беспокоятся ни о погоде и видах на урожай, ни об арене для ристалищ, ни о пюпитре и перьях. Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака. Они спят в мире и покое – вокруг дерева, на буйно разросшейся траве. Когда они проснутся от нежных звуков музыки, им достаточно будет открыть рот, зевнуть – и на столе снова появится множество всяких вкусных блюд. Их тела образуют приятную для глаз гирлянду. Их укачивает легкий ветерок сиесты. Сама земля служит им мягкой постелью. Поверхность грунта скорее легко поддерживает их, как вода отдыхающих пловцов, нежели испытывает давление их веса. Тарелка с едой на постеленной прямо на земле белой скатерти приготовлена для четвертого гостя.

Мимо «кактуса», целиком состоящего из золотистых булок, пробегает поросенок – уже зажаренный, с кухонным ножом, заткнутым за пояс. По траве семенит на маленьких ножках яйцо, сваренное всмятку, с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой. Некий кавалер, облаченный в часть рыцарских доспехов и устроившийся под навесом, который сплошь усеян сладкими пирогами, глотает жареного жаворонка – лакомая птичка свалилась ему в рот прямо с неба. Так и живут в Стране лентяев: незаметно переходя от отдыха к подкреплению сил и от подкрепления сил – к отдыху. О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине «Страна лентяев», в то время не могло быть и речи. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Замечательная по своей простоте композиция в центре картины, символизирующяя колесо фортуны, только усиливает это впечатление. Одновременно чувствуется и некая ирония от происходящего, ведь обжорство и леность считались пороками во все времена.