Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Творчество Эмануэля де Витте
и Питера де Хооха

Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (1617–1692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности. Сначала художник писал в красивой жемчужно-сероватой, холодной гамме церковные интерьеры, мастерски нарисованные, оживленные фигурами молящихся прихожан. Но интерес к различным сторонам жизни вел его на улицы городов, на рынки, где торговцы предлагают всяческую снедь многочисленным покупателям.

Хоох Задний дворик
Хоох
Задний дворик, 1658
Национальная галерея, Лондон
Хоох Карточные игроки
Хоох
Карточные игроки, 1674
Частная коллекция
Витте Семейный портрет
Витте
Семейный портрет, 1678
Старая Пинакотека, Мюнхен

Так постепенно в искусстве де Витте складывается особый вид бытового жанра – изображение рынков. Полотна «Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (около 1668, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина) и многие другие позволили художнику в единой картине соединить пейзаж, натюрморт и жанровые сцены. В этих полных жизни картинах проявились устремления художника вырваться из узких рамок замкнутого буржуазного мирка.

Живописец Эмануэль де Витте в своих картинах создавал смелые пространственные построения, контрасты масштабов фигур на переднем и дальнем планах, гармоничные красочные и тональные решения. Эмануэль де Витте не изменил правде жизни и своим идеалам в то время, когда многие из голландских живописцев пошли на компромисс с буржуазными заказчиками. Оставшись без всяких средств к существованию, семидесятипятилетний художник повесился на перилах моста.

Иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 – после 1683), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер. В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. Внимание художника Питера де Хоох в равной мере распределяется на изображении спокойно-медлительных людей и интерьеров уютных маленьких комнат с многочисленными деталями обстановки, на игре света, льющегося через открытые окна и двери из чистеньких двориков и садиков. Картины «Хозяйка и служанка» (около 1657, Санкт-Петербург, Эрмитаж) и «Кладовая» (около 1658 года, Амстердам, Рейксмузеум), выдержанные в теплом колорите, с преобладанием золотистых тонов, привлекают поэтическим обаянием, симпатиями к простому человеку. Поздние работы художника, неглубокие но образным решениям, утрачивают демократизм, следуя патрицианским вкусам.

Питер де Хоох Картины ►

Эммануэл де Витте Картины ►

История зарубежного искусства ►