Арт Small Bay

Итальянская скульптура 17 века
Лоренцо Бернини

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

В соборе святого Петра находятся и виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини – алтарная кафедра апостола Петра (1657–1666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью. В интерьерах собора в капеллах размещены пышные папские надгробия; статуи святых в стремительных движениях и поворотах, с экспрессивной мимикой и жестикуляцией как бы разыгрывают драматические сцены оплакивания и прославления. Декоративную скульптуру Бернини уподобляет своеобразной картине, располагая ее то в глубоких нишах, то перед стеной, используя цветовые эффекты, достигнутые сочетанием различных материалов: бронзы, позолоты, разноцветных мраморов.

Скульптуры великого итальянского архитектора и ваятеля Лоренцо Джованни Бернини
Бернини Лоренцо Вакханалия
Вакханалия, 1617
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Бернини Лоренцо Нептун и Тритон
Нептун и Тритон, 1620, Музей
Виктории и Альберта, Лондон
Бернини Лоренцо Истина
Истина, 1645–1652
Галерея Боргезе, Рим

Наряду с барочной декоративной пластикой Бернини создает ряд статуй и портретов, подчас перерастающих рамки барочного искусства. Характер его новаторских исканий ясно ощутим в страстно патетической статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезе). В противовес завершенному действию в статуях Донателло и Верроккьо, спокойно-уравновешенным гармоничным героям эпохи Возрождения, Бернини, словно развивая идею Микеланджело, изображает Давида в момент схватки в неистовом порыве ярости, полным драматического пафоса.

Доминик Энгр Dominique Ingres

Герой скульптурной композиции Бернини приготовился с помощью пращи метнуть камень в своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. В скульптуре Бернини намечаются черты реализма нового типа, включающего множество конкретных ощущений и наблюдений.

Бернини Лоренцо Аполлон и Дафна
Аполлон и Дафна, 1625
Галерея Боргезе, Рим
Бернини Лоренцо Добродетель с двумя детьми
Добродетель с двумя детьми,
1634, Музей Ватикана, Ватикан
Бернини Лоренцо Давид
Давид, 1623 год
Галерея Боргезе, Рим

Тонкость жизненного наблюдения пронизывает позднее произведение Бернини – алтарную группу «Экстаз святой Терезы» (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория), послужившую образцом для многих барочных ваятелей не только в Италии, но и в других странах. С поразительным мастерством размещает Бернини в алтаре, среди расступающихся колонн мраморные фигуры парящей в облаках Терезы и ангела. Это изображение мистического видения скульптор претворяет в образы, исполненные трепета жизни. Разметались складки монашеского одеяния Терезы, бессильно повисла нервная тонкая рука, запрокинута голова с прекрасным лицом, полуоткрытыми губами, с выражением экстатического блаженства и страдания. Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью. Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом.

Обе мраморные фигуры кажутся совершенно реальными и в то же время представляют зрелище, полное мистического настроения. Сочетание в одном произведении реальности и вымысла способствует созданию впечатления двойственности, столь характерной для искусства барокко в целом. Церковная идея находит здесь свою конкретную, убедительную чувственную оболочку в пышном зрелище, которое захватывает зрителя своей необычностью. В стремлении к иллюзионизму Бернини порывает с тектоническим принципом скульптуры Возрождения. Скульптурная группа в его трактовке утрачивает самостоятельность и включается как фрагмент в общую картину, рассчитанную на эффектные контрасты светотеневых и цветовых пятен, – разноцветный мрамор обрамления, серый гранит, претворенный в легкие облака, на фоне которых размещены фигуры, усиливают ее декоративность.

Бернини Лоренцо Портрет Констанцы Буонарелли Скульптура барокко
Портрет Констанцы Буонарелли,
1635, Флоренция
Бернини Лоренцо Экстаз святой Терезы Скульптура барокко
Экстаз святой Терезы, 1652,
Санта Мария делла Виттория, Рим
Бернини Лоренцо Площадь Собора святого Петра
Площадь Собора святого Петра
1656–1667, Ватикан, Рим

Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. Бернини видел и понимал человеческое лицо как пластическое целое, находящееся в постоянном движении. С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых. В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека. Смело обобщая пластическую форму, тонко обыгрывая детали, скульптор добивался передачи наиболее существенных черт модели, осязаемости фактуры материалов. Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV – французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам.

История зарубежного искусства →

Арбо Петер Николай Arbo Peter Nicolai
Top Mail.ru