Арт Small Bay

Французское искусство
второй половины 17 столетия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствующего развитию капиталистических отношений. Изменились и задачи искусства.

Лоррен Эней на фоне пейзажа
Лоррен
Эней на фоне пейзажа
1672, Национальная галерея, Лондон
Лебрен Александр Македонский в Вавилоне
Лебрен
Александр Македонский в Вавилоне
1662, Музей Лувр, Париж

В центре внимания художников – апофеоз абсолютистского государства. Очаги культуры и искусства в провинциях с их ярким местным колоритом угасали. Средоточием художественной жизни стал двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию. Ко двору привлекались выдающиеся писатели и художники, в столице развернулось грандиозное строительство. Центром новой дворянской культуры стал Версаль.

Густав Климт Gustav Klimt

Приобрела руководящую роль Королевская Академия живописи и скульптуры. Возникнув в 1648 году как частная организация в борьбе с цехами, она превратилась в государственное учреждение. В 1671 году была основана Академия архитектуры. Одновременно возросла роль дворянских салонов, ставших основными очагами культурной жизни дворянского общества. Во второй половине 17 столетия классицизм утратил глубину и независимость мысли и чувств, приобрел официальный, верноподданнический характер. Утверждался «большой стиль», охвативший все виды искусства. Внимание живописцев сосредоточивалось на выработке норм прекрасного, на строгом размежевании жанров «высоких» и «низких». Дух рационализма, строгой регламентации, дисциплины, незыблемость авторитета становились руководящими принципами классицистической эстетики.

Если в искусстве первой половины 17 столетия первенствующую роль играла живопись – она была носителем высших этических идеалов, воплощенных в образе человека, – то с 60-х годов 17 столетия живопись, как и скульптура, приобрела преимущественно декоративный характер и подчинилась архитектуре. Исполнение помпезных полотен и скульптурного декора протекало с участием и под руководством первого художника короля, живописца-декоратора Шарля Лебрена (1619–1690).

История зарубежного искусства →

Уотерхаус Джон Уильям Waterhouse John William
Top Mail.ru