Арт Small Bay

Скульптура Западной Европы
в конце 19 века и начале 20 столетия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Распад реалистического искусства в странах капитала Западной Европы в конце 19 века и начале 20 столетия менее других видов искусства коснулся скульптуры. В монументальных памятниках, рассчитанных на массового зрителя, реалистический метод сохранился вплоть до второй мировой войны.

Скульптуры Огюста Родена
Скульптура модерна Поцелуй
Поцелуй, 1886
Музей Родена, Париж
Скульптура модерна Вечный идол
Вечный идол, 1889
Музей Родена, Париж
Скульптура модерна Данаида
Данаида, 1885
Частная коллекция
Роден Поэт и Муза
Поэт и Муза,
1900, Частная коллекция
Роден Вечная весна
Вечная весна, 1900,
Эрмитаж,Санкт-Петербург
Роден Ромео и Джульетта
Ромео и Джульетта, 1905,
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Крупнейшие завоевания реалистической пластики 20 века принадлежат Франции, где вне официальной академической традиции продолжалась борьба за общественное звучание скульптуры, за значительность тем, глубину мыслей, за динамичное искусство, отражающее стремительный ритм современной жизни. Крупнейшими мастерами скульптуры, выступившими в 1880-х годах, были Антуан Бурдель, Аристид Майоль, Шарль Деспио, положившие начало новому этапу в развитии французской скульптуры 20 века, утвердившие в ней новое представление о личности, наделенной мощным интеллектом, способной к активной, преобразующей мир деятельности. В отличие от Огюста Родена, нарушавшего в поздних работах конструктивную ясность форм, обращавшегося к средствам художественной выразительности, свойственным другим видам искусства (живописи), эти мастера стремились ввести скульптуру в русло строгих законов пластики, сохранить ее гуманистическое содержание, восстановить роль рационального начала.

Скульптуры Аристида Майоля
Майоль Помона
Помона
1910, ГМИИ, Москва
Майоль Скованная свобода
Скованная свобода
1905, Музей Майоля, Париж
Майоль Средиземное море
Средиземное море в Перпиньяне
1902-1905, Музей Майоля, Париж
Майоль Река
Река, 1938
Музей Майоля, Париж
Майоль Памятник Полю Сезанну
Памятник Полю Сезанну
1915, Сад Тюильри, Париж
Майоль Покрывало купальщицы
Покрывало купальщицы
1928, Галерея Тэйт, Лондон


Кубизм в скульптуре. Ряд других мастеров скульптуры (Архипенко, Липщиц) обратились к геометризированным абстрактным формам. Деформация и искажения приводили к оскудению и, наконец, к полному упадку скульптуры. Абстракционизм и сюрреализм подорвали основу пластики, возникшей как искусство, призванное утверждать и воспевать человека.

История зарубежного искусства →