Арт Small Bay

Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл
Творчество, картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл (Whistler James Abbot McNeill) (1834–1903), американский художник, выдающийся мастер живописного портрета в полный рост, литографии и офорта. Если художники Хомер и Икинс вели борьбу за идейное реалистическое искусство на родине, то их соотечественник, третий выдающийся художник США – Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, в отличие от Хомера и Икинса, недолго жил в Америке.

Уистлер Леди Мокс Аранжировка в черном
Леди Мокс. Аранжировка в черном
1881, Академия искусства, Гонолулу
Уистлер Зелено-розовый ноктюрн
Зелено-розовый ноктюрн, 1861
Галерея искусства Фрир, Вашингтон

Уистлер родился в штате Массачусетс, но детство и отрочество его прошли в России, в Петербурге, куда его отец, инженер, был приглашен на строительство железной дороги. Есть данные, что юный Уистлер посещал классы Петербургской Академии художеств. После смерти отца Уистлер некоторое время жил на родине.

Виктор Васнецов Viktor Vasnetsov

В 1855 году Уистлер навсегда уехал из Америки, сначала в Париж, затем в Лондон. Его расхождение с господствующим салонным искусством проявилось и во Франции, где он, сблизившись сначала с Гюставом Курбе, а затем с Эдуаром Мане, выставил в «Салоне отверженных» поэтическую, изысканную по колориту «Девушку в белом» (1862, Вашингтон, Национальная галерея). В Лондоне его искусство подвергалось долгое время еще более резким нападкам официальной критики.

Уистлер Джордж Вандербильт
Джордж Вандербильт, 1897–1903
Национальная галерея, Вашингтон
Уистлер Девушка в белом Джоан Хифернан
Девушка в белом Джоан Хифернан
1864, Галерея Тейт, Лондон

Картина Уистлера «Симфония в белом № 2. Девушка в белом». Исполненный тайной и сдержанной страсти портрет прекрасной возлюбленной Уистлера Джоанны Хифернан представляет собой этюд в сгармонированных оттенках белого цвета. Асимметричная композиция, в которой фигура сдвинута в сторону от центра и срезана рамой, прямой свет, превращающий тональный колорит в узор плоских цветовых пятен - все это говорит об интересе художника к японской живописи. Ее влияние заметно даже в деталях: веер в руках модели, фарфоровая ваза на камине и веточка цветущей вишни - прямые цитаты из искусства Японии, открытого европейскими художниками в 1860-е годы. В портретной живописи Уистлер часто использовал прием помещения силуэта фигуры на почти пустом фоне. В стремлении противопоставить свое творчество живописи викторианской Англии с ее литературными сюжетами он подчеркивал чисто эстетическое начало своих произведений, называя их ноктюрнами и симфониями.

Однако художественное дарование Уистлера ослабевало по мере того, как росла его слава острослова и эксцентричного светского льва. Проникнутые глубоким уважением к человеку, его нравственной и интеллектуальной жизни, произведения Уистлера отличаются продуманной простотой, ясностью художественной формы, чудесными колористическими гармониями. В традициях прогрессивного американского искусства исполнен «Портрет матери» (1871, Париж, Лувр), выдержанный в благородной гамме серебристо-серых и черных оттенков. Необычайно композиционное построение портрета на холсте удлиненного но горизонтали формата. Строгость композиции, отбора деталей и, главное, острота характеристики модели сообщают особую демократичность и достоверность правдивому образу немолодой американской женщины. Изысканность цветовых решений, строгая построенность композиций сочетаются с глубиной психологических характеристик в «Портрете мисс Сайсли Александер. Гармония серого с зеленым» (1872–1874, Лондон, Национальная галерея). Поразительно тонко чувствовал Уистлер и передавал природу, пространство и воздушную среду в пейзажах «Старый мост в Бэттерси» (около 1865, Лондон, галерея Тейт), «Темза у Бэттерси» (1863, Чикаго, Институт искусств).

Реакционная обстановка художественной жизни Англии 1870-х годов была глубоко чужда Уистлеру, вызывая в нем противодействие, которое со временем приобрело характер демонстративного эстетства и выразилось в усилении самодовлеющих исканий в области формы. В поздний период творчества художника сказались его разрыв с родиной, а также отсутствие крепких связей с английской действительностью. И все же отдельные произведения Уистлера, и прежде всего его пейзажи и графические работы, полны поэтического чувства.

Развитие американского искусства, в первую очередь живописи, совершилось стремительно и концентрированно на небольшом отрезке времени. Этому способствовал тот факт, что Америка переплавляла в нечто единое – американскую нацию – различные нации и народности. Одновременно она ассимилировала их художественную культуру, их искусство, обогащая национальную школу. За короткий срок в Америку проникает из Англии барочный портрет, из Франции импрессионистический пейзаж, из Германии стиль модерн.

Все самое лучшее из того, что дало американское искусство, возникло на пересечении двух линий – профессионального творчества и непрофессионального, создаваемого множеством любителей – «художниками воскресного дня», т. е. фермерами, торговцами, лодочниками, домашними хозяйками и т.д. Их деятельность определила особенности американского искусства. Она проявляется в ограниченности тем, простоте и незамысловатости приемов и вместе с тем мужественной силе, спокойной серьезности, волевом отношении к миру, умении трезво оценивать его.

История зарубежного искусства →

Берн-Джонс Эдвард Burne-Jones Edward
Top Mail.ru