Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Ян ван Эйк Портрет мужчины в тюрбане

Автопортрет Яна ван Эйка

Портрет мужчины в красном тюрбане. 1433 год. Национальная галерея, Лондон.

Jan van Eyck. Ян ван Эйк, алтари и картины ►

Искусство Нидерландов 15-го века
Это предположительный автопортрет Яна ван Эйка согласно последних исследований историков творчества и живописи нидерландского художника. Первые проявления искусства Возрождения в Нидерландах относятся к началу 15 столетия. Нидерландские (собственно фламандские) мастера еще в 14 веке пользовались большой известностью в Западной Европе, и многие из них сыграли важную роль в развитии искусства других стран (особенно Франции). Однако почти все они не выходят из русла средневекового искусства. Причем менее всего заметно приближение новой поры в живописи.

Портрет Яна ван Эйка
Портрет Яна ван Эйка
Гравюра работы Доминика Лампсония, 16 век.

Развитие ренессансных тенденций в Нидерландах протекало другими путями. Эти пути были намечены в нидерландской миниатюре начала 15 столетия. Нидерландские миниатюристы еще в 13–14 веке пользовались самой широкой известностью; многие из них выезжали за пределы страны и оказали весьма сильное влияние на мастеров, например, Франции. И как раз в области миниатюры был создан памятник переломного значения – так называемый Туринско-Миланский часослов.

По художественному совершенству и по своему значению для искусства Нидерландов среди миниатюр Часослова выделяется группа листов, созданных, по всей видимости, в 20-х годах 15 века. Автором их называли Губерта и Яна ван Эйков или условно именовали Главным мастером Часослова. Первые живописные произведения, которые, подобно миниатюрам Туринского часослова, можно уже причислить к ранним ренессансным памятникам искусства, были созданы братьями Губертом и Яном ван Эйк.

Братья ван Эйк, Губерт (в иной транскрипции Хуберт, умер в 1426 году) и Ян (около 1390–1441) – сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. О Губерте почти ничего неизвестно. Ян был, видимо, весьма образованным человеком, изучал геометрию, химию, картографию, выполнял некоторые дипломатические поручения бургундского герцога Филиппа Доброго, на службе у которого, между прочим, состоялась его поездка в Португалию.

О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20-х годах, и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха; Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Святой Иероним» (Детройт, Художественный институт).

Перейти к следующей работе мастера ►