Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Альтикьеро да Дзевио
Картины и биография

Альтикьеро да Дзевио (Altichiero da Zevio) (1330–1390)
Итальянский художник периода итало-византийского искусства. Родился в небольшом местечке Дзевио, близ Вероны. О жизни художника имеются крайне скудные сведения. Считается основателем веронской живописной школы. Около 1316 года работал при дворе Кангранде. В 1360–х годах Альтикьеро участвовал в украшении знаменитого дворца Скалигеров.

Альтикьеро да Дзевио Казнь святого Георгия
Казнь святого Георгия, 1380
Капелла Сан Джорджо, Падуя
Альтикьеро да Дзевио Смерть святой Лючии
Смерть святой Лючии, 1380–1382
Капелла Сан Джорджо, Падуя

Известно, что Альтикьеро да Дзевио вместе с Джакопо д’Аванцо в 1376 году расписал величественными и строгими фресками капеллу Сан-Феличе в большом соборе Сан-Антонио, в конце 1370–х и начале 1380–х годов – капеллу святого Георга на площади перед церковью в Падуе, работал в Вероне (росписи в церкви Святой Анастасии).

Но относительно участия каждого из этих двух великих художников в росписи соборов между историками и исследователями итальянской доренессансной живописи существуют разногласия. Полагают, что семь картин из истории святого Иакова принадлежат Дзевио, который, вероятно, был старше Джакопо д’Аванцо и по стилю являлся последователем школы, основанной Джотто (1267–1337), с именем которого связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс).

Наиболее значительным творением Альтикьеро да Дзевио и Джакопо д’Аванцо может считаться роспись Капеллы Сан Джордже в Падуе (около 1377–1379). Большая часть фресок данного цикла, посвященная легендам из жизни святой Лючии, выполнена Аванцо. Роспись эта – самое яркое выражение повествовательной линии в итальянской живописи второй половины 13 столетия.

Более широкий, чем прежде, охват действительности, мастерское для того времени решение архитектурных фонов – городских улиц и интерьеров, живая передача человеческих фигур и толпы в «Казни святой Лючии», яркие портретные изображения в сцене «Погребение святой Лючии» показывают, что религиозная тема раскрывается художниками в плане правдивого изображения жизненных событий. Развитие принципов искусства Джотто было большой заслугой этих мастеров, донесших их почти до 15 столетия, когда реалистическая традиция пережила свой мощный взлет в искусстве Мазаччо.