Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Ангишола Софонисба
Картины и биография

Ангишола Софонисба (Anguissola Sofonisba) (1527–1623)
Итальянская художница, мастер портретного жанра. Софонисба родилась в Кремоне (Ломбардия). Она была самой старшей из семи детей, шестеро из которых были девочки. Её отец Амилькар Ангишола принадлежал к избранному аристократическому кругу Генуи. Мать Софонисбы Бьянка Понцоне тоже была родом из известной аристократической семьи. Она умерла рано, когда Софонисбе было всего пять лет. Благородного происхождения, она еще в юности на протяжении трех лет брала уроки живописи.

Ангишола Софонисба Автопортрет
Автопортрет,
Частное собрание
Ангишола Софонисба Портрет Минервы
Портрет Минервы,
Пинакотека Брера, Милан

В Испании герцог Альба обратил на нее внимание испанского двора, и вскоре она стала придворным живописцем и фрейлиной испанской королевы. В одном из своих писем королева писала, что Ангишола Софонисба была "прекрасным портретистом, превыше всех живописцев этого времени". Ангишола Софонисба написала множество автопортретов и портретов членов своей семьи. Все они исполнены с особой нежностью и простотой.

В автопортретах художница изобразила себя в образе честной и благочестивой женщины: она смотрит на нас открытым искренним взглядом, а пальцами перебирает крест, висящий на ее груди. Софонисба Ангишола была крупнейшим портретистом своего времени в Генуе и Палермо – выдающееся достижение для женщины в 16 веке.

Будучи уже хорошо известной, Ангишола побывала в 1558 году в Милане, где написала портрет герцога Альбы, который порекомендовал ее испанскому королю Филиппу II. В следующем году Ангишола была приглашена к испанскому двору, что являлось признанием ее таланта. Софонисбе Ангишоле было 27 лет, когда она покинула свою семью и приехала в Испанию ко двору короля. Зимой 1559–1560 она прибыла в Мадрид, чтобы служить придворной художницей и придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, третьей жены короля Филиппа II, на которой он только что женился. Вскоре она завоевала уважение и доверие молодой королевы.

Ангишола провела последующие годы, в основном создавая официальные придворные портреты, включая королеву и других членов королевской семьи, сестру Филипа II Хуану, и сына дона Карлоса. Её портреты Елизаветы Валуа и Анны Австрийской (четвертой жены Филипп II) динамичны и полны жизни.

По пути домой в Кремону, Софонисба познакомилась с Орацио Ломеллино, бывшим капитаном судна на котором она плыла. Они полюбили друг друга с первого взгляда и вскоре поженились в январе 1580 в Пизе. Софонисбе было в ту пору 47 лет, а её муж был значительно моложе её. Муж всячески поддерживал Софонисбу Ангишола в её творчестве, что явилось основой для их продолжительного и счастливого брака. Они обосновались в Генуе, где в большом доме жила семья её мужа. Софонисбе были созданы прекрасные условия для творчества, отдельные аппартаменты и собственная мастерская.

Многое художники приезжали к ней с визитом учиться и делиться мнениями о направлениях в развитии искусства. Она создала свой собственный стиль, которому многие художники стремились подражать. Её успех открыл путь в художники других женщинам эпохи Ренессанса, таким как Лавиния Фонтана, Барбара Лонги, Феде Галиция и Артемизия Джентилески.

В последние годы жизни Ангишола писала не только портреты, но и полотна на религиозные темы, как и в дни своей юности. Однако многие ее картины были впоследствии утрачены. Удачная торговля ее мужа и щедрая пенсия от Филиппа II позволили ей свободно заниматься живописью и комфортно жить. Она была ведущим портретистом в Генуе, пока не переехала в Палермо в последние годы жизни. В 1620 она создала свой последний автопортрет.  В конце жизни она подружилась с молодым Аитонисом Ван Дейком, когорый писал ее портреты в старости.