Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Балестра Антонио
Картины и биография

Балестра Антонио (Balestra Antonio) (1666–1740)
Итальянский живописец. Мастер веронской школы. Ученик А. Белуччи в Венеции. Занимался в Риме у К. Маратти и в 1690 получил премию на конкурсе в Академии Святого Луки. В римской художественной среде, однако, его талант колориста не был оценен.

Балестра Антонио Тесей достает меч и сандалии
Тесей достает меч и сандалии
1735, Частное собрание
Балестра Антонио Поклонение пастухов
Поклонение пастухов, фрагмент
1707, Санта Дзаккариа, Венеция

Покинув Рим, Балестра Антонио отправился в Неаполь, где познакомился с живописью Луки Джордано, Дж. Ланфранко, Ф. Солимены. Неоднократно возвращался в Верону, работал в Венеции.
С 1718 имя Антонио Балестра упоминается в гильдии венецианских живописцев. С 1725 – член римской Академии Св. Луки. Последние годы жизни провел в Вероне, где имел частную школу живописи и много учеников (Дж. Б. Чиньяроли, Дж. Ногари, П. Ротари, Дж. А. Барон, Кавалькато ди Сакко и др.). В Венеции у него учились Р. Каррьера и П. Лонги.

Основные работы: "Благовещение" (1692–1704, Верона, церковь Сан Томмазо), "Казнь Иоанна Евангелиста" (начало 1700–х, Венеция, церковь Сан Стае), "Мадонна со св. Станиславом, Луиджи Гонзага и Франческо Борджа" (1704, Венеция, церковь деи Джезуити), "Освобождение святого Симеона" (Венеция, церковь Санта Мария дель Кармине), "Воскрешение Христа" (1713, Венеция, церковь Сан Бьяджо э Катальдо на Джудекке), Алтарь святого Освальдо (1710, Венеция, церковь Сан Стае), "Мадонна" (1731, Бергамо, церковь Сан Алессандро делла Кроче), "Поклонение пастухов" (Потсдам, дворец Сан-Суси), "Рождество" (Венеция, церковь Санта Дзаккариа) и другие.

В алтарных образах Антонио Балестра сильной светотенью подчеркнута диагональ барочной волнообразной композиции, выявлена пластика крупных фигур. Выразительные, отточенные жесты персонажей полны театральной патетики. Яркий колорит картин художника придает сценам большую красочность и живописность, смягчая суховатость и рациональное композиционное построение, эффекты кьяроскуро.

Балестра Антонио много работал и в монументальной живописи, украшая фресками на мифологические сюжеты залы загородных вилл. Его фреска "Парис и Елена" (1738), исполненная в технике гризайли в салоне виллы Помпеи Карлотта около Вероны, явилась одним из ранних примеров этой техники в Венето и характеризовала самобытную манеру художника, имевшего много подражателей. Грациозные образы Балестры с чуть удлиненными пропорциями фигур, находящиеся в экспрессивном движении, напоминают персонажи К. Маратти. В стиле художника Антонио Балестра явно ощутима римская традиция позднего барокко.