Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Бассано Якопо
Картины и биография

Бассано Якопо (Bassano Jacopo) (около 1517–1592)
Итальянский живописец, крупнейший представитель семьи художников эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. Настоящее имя, собственно, Якопо да Понте (Jacopo da Ponte). В творчестве Бассано демократическая, жанровая трактовка многофигурных религиозных композиций (в которые он включал сцены крестьянской жизни, изображения животных, натюрморты), сочная материальность образов и звучность цвета сочетаются с тенденциями маньеризма: динамичными композиционными ритмами, резкими, часто драматичными контрастами света и тени («Поклонение пастухов», 1568, Городской музей, Бассано; «Отдых на пути в Египет», Пинакотека Амброзиана, Милан).

Бассано Якопо Три волхва
Три волхва, 1562,
Музей истории искусства, Вена
Бассано Якопо Вход зверей в ковчег
Вход зверей в ковчег, 1574,
Галерея Сан-Суси, Потсдам

Якопо да Понте, прозванный Бассано по названию своего родного городка, родился около 1510 года. Есть и другие версии о времени рождения художника, но эта дата представляется более правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано, документированной 1531 годом. Родина художника, небольшой провинциальный город Бассано (ныне его полное название – Бассано дель Граппа), никогда не имела, в отличие от, к примеру, Венеции, серьезных культурных традиций. Упоминания о первых ученых-гуманистах, поэтах и живописцах, которые были уроженцами Бассано, относятся к 16 веку (таким образом, Якопо да Понте принадлежал к первому поколению «интеллигенции» своего города). В целом же Бассано жил тихой и размеренной жизнью, как и положено центру сельской области. Прямо у городских стен пастухи пасли овец, а сами горожане занимались в большинстве своем выделкой кож, производством шерстяных тканей и изготовлением сальных свечей. Эти патриархальные занятия, питавшие Бассано, не могли не отразиться на нравах его жителей. Старые авторы писали, что еще в 16 столетии в Бассано свято хранились заветы предков, давно уже забытые в крупных городах Италии. Один из них в таких выражениях восхищался женщинами этого города: «Они доброго и доблестного нрава, их обычаи и одежды скромны и далеки от роскоши».

Несомненно, некоторая архаичность жизненного уклада в Бассано оказала большое влияние на формирование личности будущего художника. Недаром впоследствии он одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность. Но нельзя также сбрасывать со счетов и семейную обстановку. Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство своих знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки живописи он также получил от отца.

Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести некоторые полотна, созданные около 1530 года и хранящиеся ныне в Городском музее в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе.

Картина "Вход зверей в ковчег". Спасаясь от потопа, Ной вместе со своей семьей ведет стадо животных на ковчег. Само судно занимает незначительное место в композиции, так как художник изображает лишь одну его сторону и вход во внутреннее пространство. Вместо этого он сосредоточивает внимание на показе зверей. Фигуры их отчетливо выделяются на холсте, столь убедительно и живо они трактованы мастером. Чтобы создать этот удивительный зверинец, Бассано должен был изучить различные породы животных – собак, кошек и даже индюков. Плодовитый рисовальщик, Бассано часто использовал при подготовке своих живописных композиций цветные мелки. Его ранние произведения производят впечатление несколько провинциальных, но со временем он выработал собственную манеру, тонко синтезировав в ней венецианский колоризм, родственный искусству таких художников, как Тинторетто и Веронезе, и пластические ритмы фигур, характерные для мастеров Центральной Италии, например, Франческо Сальвиати.

Хотя Бассано большую часть своей жизни прожил в расположенном в предгорьях Альп родном городке Бассано, он тесно связан с кругом собственно венецианской живописи позднего Возрождения, занимая в ней своеобразное и достаточно важное место. Возможно, из всех мастеров Италии второй половины 16 века Бассано ближе всего подошел к превращению в главного героя картин обычного человека своего времени. Правда, в ранних произведениях художника Якопо Бассано («Христос в Эммаусе» и другие) жанрово-бытовые моменты вкраплены в традиционные схемы решения сюжетов такого рода. В дальнейшем, точнее, в 1540–х годах искусство Якопо Бассано переживает своеобразный перелом. Образы становятся более беспокойными, внутренне драматичными. От изображения отдельных персонажей, скомпонованных в устойчивые уравновешенные группы согласно канонам Высокого Возрождения, которыми Бассано, кстати говоря, владел не слишком совершенно, мастер переходит к изображению охваченных общим беспокойством людских групп и толп. Простые люди – пастухи, земледельцы – становятся главными действующими лицами в его картинах. Таковы его «Отдых на пути в Египет», «Поклонение пастухов» и др. Картина живописца Якопо Бассано «Возвращение Иакова» представляет собой своеобразное переплетение рассказа на библейскую тему с изображением «трудов и дней» простых жителей маленького приальпийского городка. Последнее при этом явно превалирует во всей образной структуре картины. В ряде своих произведений позднего периода Якопо Бассано полностью освобождается и от формальной сюжетной связи с религиозно-мифологической темой. Картина «Осень» – это своеобразная элегия, воспевающая спокойные радости поры зрелой осени. Великолепный пейзаж, поэтичный мотив уходящей вдаль группы охотников, охваченных влажно-серебристой осенней атмосферой, составляют главное очарование этой картины.

В Венеции художник занимался совершенствованием своей живописной техники. Его работа в мастерской Бонифацио Веронезе подтверждается и многочисленными свидетельствами старых авторов, и его собственными полотнами конца 1530–х годов. Неизвестно лишь, как долго и в каком статусе находился он здесь. С трудом можно поверить, что Бассано работал у Веронезе исключительно на положении ученика. Слишком уж великовозрастен он был (в 1535 году ему минуло уже двадцать пять лет). Легко представить себе, как поразила пышная Венеция нашего провинциала, выросшего в краю ремесленников, пастухов и землепашцев. Роскошные палаццо, великолепные храмы, толпы богато одетых горожан – поначалу все это показалось Бассано восхитительным. В мастерской Веронезе он старательно приобщался к венецианской школе с ее тяготением к пышности, изысканному колориту и повествовательности.

В 1540 году Якопо да Понте получил из дому известие о смерти отца и поспешил в Бассано. Надеялся ли он вернуться в Венецию потом, по завершении всех печальных хлопот, связанных с устройством дел семьи? Или уже заранее знал, что отныне его судьба будет связана с родным городом? Вернее всего – второе. Можно предположить, что за несколько лет Венеция с ее «праздником каждый день» успела прискучить молодому художнику, с детства привыкшему к иному ритму жизни и иному окружению. Он взял от Венеции все, что хотел взять. Да. он больше не мог участвовать в художественной жизни Венеции и лицезреть живописные новинки, но зато получил возможность в тишине и покое наслаждаться гравюрами. Их он изучил гораздо более досконально, нежели его «коллеги» и друзья, оставшиеся в Венеции. Так, в его работах раньше, чем в полотнах кого-либо из венецианцев, можно заметить следы знакомства с гравюрами Пармиджанино.

К концу 1540–х годов мастер обзавелся семьей. Когда точно произошло это событие, сказать трудно, но первый из известных сыновей Якопо Бассано, Франческо, появился на свет в 1549 году. Жизнь художника текла спокойно. Он трудился для городских и окрестных церквей, проводил свои досуги в кругу семьи, мастерил затейливые штуки для украшения своего дома и сада, неизменно поражавшие гостей. Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками отца в его мастерской.

Нельзя сказать, что, покинув Венецию, Бассано жил анахоретом. Судя по всему, старые знакомые, с которыми он сошелся еще в молодые годы, не забывали о нем. Так, есть сведения, что Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Бассано. Это, несомненно, свидетельствует о том, сколь высоко ценил он талант своего товарища по цеху. Помимо прочего, если верить биографам Бассано, тот же Веронезе в своем знаменитом «Браке в Кане» (1562–1563) изобразил его рядом с собой, Тицианом и Тинторетто в группе музыкантов. Успехом пользовались работы Якопо да Понте и у некоторых коллекционеров-любителей (в особенности им нравились его сельские сцены, где он с большой достоверностью воспроизводил пейзажи своей родной Террафермы).

В середине 1570–х годов старый мастер взялся за совершенно новую для него работу – монументальные росписи. Открытый лишь недавно, этот фресковый цикл в приходской церкви Картильяно, небольшой деревушки неподалеку от Бассано, создавался при странных обстоятельствах. Исследователи предполагают, что в 1574–1575 годах художник был вынужден оставить Бассано (иные говорят, что это было связано с эпидемией чумы, действительно разразившейся в эти годы в близлежащих городах, другие винят во всем религиозные распри, связанные с Контрреформацией).

Как бы там ни было, Бассано пришлось «спасаться» в деревне, благодаря чему он создал великолепные фрески капеллы дель Розарио – единственное свое произведение в этом жанре. 1570–е годы вообще явились для живописца наиболее плодотворным периодом. Он и сам не растерял еще сил, да и сыновья были рядом. И, хотя Бассано не оставлял кисти до самой своей смерти, в следующее десятилетие он работал далеко не так продуктивно. Умер художник в 1592 году, лишь ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо, скончавшегося полгода спустя. В творчестве Якопо Бассано искусство позднего Возрождения в Венеции ближе всего подошло к созданию новой системы жанров, непосредственно обращенных к реальной жизни в ее повседневных формах развития. Однако этот важный шаг мог быть осуществлен не на почве доживающей свои последние дни величия Венеции – то есть ренессансного города-государства, а на почве культур, возникших на базе национальных государств, на основе нового, прогрессивного этапа в истории человеческого общества.