Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Беллини Джентиле
Картины и биография

Беллини Джентиле (Bellini Gentile) (1429–1507)
Итальянский живописец венецианской школы. С именем Джентиле Беллини, сына Якопо Беллини, связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины, запечатлевшей праздничную жизнь на улицах города («Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо Святого Креста», 1500, – обе картины в Галерее Академии, Венеция).

Беллини Джентиле Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо
Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо
1500, Галерея Академии, Венеция

В эпоху Ренессанса венецианцы испытывали чувство гордости за свой город, и было принято заказывать картины и другие произведения искусства, изображающие связанные с ним события. В картине «Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо» чудесное событие используется художником как повод для показа повседневной жизни Венеции и для демонстрации своего мастерства. Гондольеры, монахи, знатные дамы и патриции, дворцы и канал – все это составляет образ прекрасного города, в котором жил и работал Джентиле. Сцена полна тончайших деталей: ювелирные украшения дам и кирпичи, из которых выложены трубы на крышах дворцов, написаны с одинаковым вниманием и искусностью. Кроме того, живописец наполняет сцену мягким светом, выделяющим фигуры из толпы и освещающим здания.

В 1474 году Джентиле Беллини занял пост официального живописца Венецианской республики и получил поручение возглавить работу над обширным циклом монументальных живописных панно на исторические темы в зале Большого совета Дворца дожей (не сохранились). В 1479–1480 годах художник посетил Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмета II, также наградившего его рыцарским титулом.

В дошедшем до наших дней живописном наследии Джентиле Беллини центральное место занимают четыре композиции, относящиеся к характерному для Венеции жанру монументальных многофигурных сцен на историческую тему. Три из них – «Процессия на площади Сан Марко» (1496), «Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо» (1500), «Чудесное исцеление Пьетро де Людовичи» (1501, все – Венеция, галерея Академии) – входят в цикл История реликвии, написанный группой венецианских мастеров для религиозно-филантропического братства скуола Гранде ди Сан Джованни Евангелиста и посвященных событиям, связанным с принадлежащим братству чудотворным крестом; четвертая – «Проповедь святого Марка в Александрии» (1507, Милан, галерея Брера), предназначенная для братства скуола Гранде ди Сан Марко, закончена Джованни Беллини.

В относящихся к позднему периоду деятельности Джентиле работах созданный им жанр монументальной исторической композиции предстает в своем классическом виде. Художник уподобляется автору исторической хроники, изображая легендарное или реальное событие со скрупулезно переданными подробностями обстановки, облика зданий и площадей, типажа и костюмов, множеством житейских деталей. И в то же время изображенные события предстают у Джентиле Беллини как исторически значительные. Его композиции торжественны, прекрасно скомпонованы, обилие фигур и деталей не создает в них тесноты; напротив, в них есть величавая широта пространства, ясность и строгость ритма. Огромную роль в них играет архитектура – реальные или вымышленные здания, создающие величественный фон событий, вносящие в композиции торжественность и строгую упорядоченность.

Несколько суховатую живописную манеру художника Джентиле Беллини отличают чеканность и твердость рисунка, строгое благородство красочной гаммы, обилие легкого света и прозрачность теней. Ряд превосходных портретных изображений в этих композициях свидетельствует о даровании Джентиле Беллини-портретиста, что подтверждают и немногие дошедшие до нас портретные работы: «Лоренцо Джустиниан» (1465, Венеция, галереи Академии), «Султан Мехмет II» (1480, Лондон, Национальная галерея). Джентиле Беллини создал целое направление в венецианской живописи последних десятилетий 15 – начала 16 века, оказал большое влияние на современников, работавших в жанре исторической картины, в частности, на своего ученика Витторе Карпаччо.