Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Берлингьеро ди Миланезе
Картины и биография

Берлингьеро ди Миланезе (Berlinghiero di Melanese) (1180?–1236)
Точное место и дата рождения этого художника эпохи романского искусства и ранней готики не известны. Согласно средневековым документальным источникам, к 1236 году Берлингьеро ди Миланезе не было в живых. Основываясь на этом исследователи относят дату его рождения примерно к 1180 году. Часть имени художника ди Миланезе означает, что Берлингьеро был родом из Милана или его окрестностей.

Берлингьеро ди Миланезе Мадонна Стросса
Мадонна Стросса, 1230–е,
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Берлингьеро ди Миланезе Крест из Лукки
Крест, 1220–е,
Музей Гвиниджи, Лукка

Впервые имя Берлингьеро ди Миланезе было найдено в документальных записях 1228 года. В них сообщается, что Берлингьеро со своими сыновьями Бонавентурой и Бароне, а так же с другими жителями Лукки заключил мир с пизанцами, причем имя Берлингьеро написано «Berlingerius di Melanese il Maius», то есть «Берлингьеро из Милана в старшинстве». Кроме того, на кресте из Лукки, хранящемся ныне в музее Вилла Гвиниджи, некий автор оставил надпись «BERLINGERIUS ME PINXIT», то есть «Берлингериус меня написал». У исследователей не было иного выбора, кроме как свести эти имена воедино, тем более что Бонавентура и Бароне, сыновья Берлингьеро, тоже были художниками, и об этом сохранились свидетельства.

Поскольку в средневековой Италии бытовала патронимия, то есть, имя отца становилось фамилией его детей, то сыновья Берлингьеро носили фамилию Берлингьери, однако фамилию самого Берлингьеро нам средневековые источники не донесли. Возможно, что семейство ди Миланези ведет своё происхождение из Вольтерры, так как в архивных документах этого города была обнаружена запись, в которой фигурирует имя Берлингьеро.

Берлингьеро ди Миланезе являлся основателем не только первой известной в Тоскане художественной мастерской, но и известной династии художников. Его сыновья Бонавентура, Бароне и Марко, работали в мастерской отца. В архивных документах есть свидетельства, что Бароне в 1243 году написал икону для архидиакона Лукки, в 1256 расписал крест для приходской церкви в Казабасчьяне, под Луккой, а в 1282 году написал «Крест», «Мадонну» и «Святого Андрея» для церкви Сан Андреа в Лукке. Подобные свидетельства есть в «Marcus pictor» и о художнике Марко.

Деятельность мастерской Берлингьеро не ограничивалась Луккой, из документов известны заказы из Фучеккио и Пешии, Ареццо и даже Болоньи. Это означает, что мастерская пользовалась известностью и успехом. Сегодня существуют три подписанные Берлингьеро произведения: «Крест» в Национальном музее Вилла Гвиниджи; «Крест» («Крест из Фучеккио») в музее Сан Маттео, Пиза; и остаток расписного креста, хранящийся в частной коллекции. Остальные работы приписываются ему исследователями по аналогии в это «Триптих» (Музей искусства, Кливленд); «Мадонна с младенцем» (Рэйли, Музей искусства Северной Каролины); «Мадонна с младенцем» (или «Мадонна Стросса», Нью-Йорк, Музей Метрополитен); фрагмент расписного креста (Авиньон, музей Пти Пале); фрагмент креста (Рио де Жанейро, Национальный музей) и «Мадонна с младенцем» (Пиза, Домский собор).

В произведениях Берлингьеро ощущается подавляющее византийское влияние. Однако видны его попытки не просто следовать византийским образцам, но вносить нечто своё. Например, в триптихе из Кливленда, иконография которого основана на византийском прототипе «Богоматерь Гликофилуса» («сладколобзающая»), видно желание оживить, очеловечить фигурку Христа-младенца. На «Кресте из Фучеккио» несмотря на то, что этот крест в разновидность «Христа торжествующего», лик Христа уже искажен гримасой страдания, как бы предваряя будущие творения Джунта Пизано.