Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Бернардино Фунгаи
Картины и биография

Бернардино Фунгаи (Bernardino Fungai) (1460–1516)
Итальянский художник сиенской школы живописи, стилистика работ которого относится к проторенессансу. Биография Бернардино Фунгаи плохо документирована, специалисты знают о нем немного. В документах он появляется в 1482 году в качестве подмастерья (garzone) у Бенвенуто ди Джованни во время работ над монохромными фресками в барабане купола сиенского собора, в связи с чем многие ученые считали его учеником Бенвенуто. Однако в его работах видно гораздо большее влияние Маттео ди Джованни. В качестве творческого наставника считается также и художник Джованни ди Паоло.

Бернардино Фунгаи Святой Король
Святой Король, 1490
Музей искусства и архелогии, Бостон
Бернардино Фунгаи Святой Клемент у святого Агнца
Святой Клемент у святого Агнца
(фрагмент)

Сегодня существует единственное подписанное и датированное художником Бернардино Фунгаи произведение – алтарь «Богоматерь с младенцем, святыми Себастьяном, Иеронимом, Николаем и Антонием Падуанским» (1512 год, Сиена, Пинакотека). Отталкиваясь от этой работы, специалисты относительно уверенно выстроили позднее творчество Бернардино Фунгаи, однако изучение его раннего периода проблематично.

Этот художник не оставался в стороне от новаций конца 15 века, и, несмотря на крепкую сиенскую закваску (а то, что Бернардино воспитывался на сиенской традиционной живописи, не вызывает сомнений), в его произведениях можно видеть подражание работам Лука Синьорелли, Перуджино и Пинтуриккьо. Из документов следует, что Бернардино кроме красок работал с таким дорогим материалом, как золото – в 1494 году он получил заказ на изготовление церемониальных золоченых стягов, а пять лет спустя золотил футляр органа в соборе. Кроме крупных произведений Бернардино Фунгаи занимался росписью таволетта и кассоне.

Среди немногочисленных работ художника дошедших до наших дней можно отметить три разных изображения Мадонны. В ранней картине «Мадонна с двумя святыми отшельниками» (ок. 1480, Собрание Поля Гетти) еще видна прямая связь с традиционными сиенскими работами, типичными для Маттео ди Джованни или Нероччо де Ланди. В другой картине «Мадонна с младенцем и херувимами» (1495–1510, Лондон, Национальная галерея) видна связь с искусством Перуджино. Позади Мадонны развернут роскошный пейзаж, на котором разыгрываются сцены Рождества и Поклонения волхвов.

Третья «Мадонна с младенцем, святыми и ангелами» (1510–1515, Майами,  Университетская галерея) создана Бернардино Фунгаи в последние годы жизни. Она выглядит несколько эклектично, поскольку в ней собрано всё, что Фунгаи писал на протяжении своей карьеры – богатый, с необозримыми далями пейзаж, которому он всегда уделял подчеркнутое внимание, святые старцы, античная архитектура, и Дева Мария с младенцем. Кроме того, у этого произведения крайне редкая иконография – младенца Христа держат ангелы, а не Мадонна. Эта сцена – аллегорическое изображение «небесного брака» между Христом и церковью, которую символизирует собою Богоматерь. Мария Магдалина, стоящая рядом, свидетельствует о происходящем.

Кроме этих, довольно крупных станковых произведений, в разных музеях мира хранятся несколько картин, которые ранее составляли пределы разных алтарей. В Государственном Эрмитаже Санкт Петербурга находится может быть одно из самых интересных произведений Бернардино Фунгаи – доска от кассоне с изображением сцены под названием "Великодушие Сципиона Африканского".