Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Боччони Умберто
Картины и биография

Боччони Умберто (Boccioni Umberto) (1882–1916)
Итальянский художник и скульптор, футурист. Являлся одним из главных теоретиков движения футуризма в Италии. В 1910 году группировка молодых художников – футуристов провозгласила своей целью разрушение старой культуры и воплощение в современном искусстве динамизма индустриальной эпохи и современных капиталистических больших городов. Футуристы фетишизировали машинную технику, противопоставляли машину человеку. Они стремились передать в живописи внутреннюю динамику предмета и перенасыщенность сознания современного человека множеством теснящих друг друга впечатлений.

Боччони Умберто Голова Свет Окружение
Голова + Свет + Окружение, 1912,
Галерея нового искусства, Рим

Главным фактором выражения современности футуристы провозгласили время (четвертое измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве. Футуристы предвещали крах современного искусства, видели новое не в социальном переустройстве жизни общества, а в торжестве современного техницизма, подавляющего человека. Наиболее яркое выражение футуризм нашел в Италии в творчестве Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, К. Карра – авторов беспокойно–хаотичных композиций.

Картина «Голова + Свет + Окружение».
Фрагментарные, изорванные формы мечутся, увлекаемые каким-то вихрем. Из красных, синих граней проступает человеческая голова: это мир, увиденный во вращающемся калейдоскопе. Картина воплощает идею движения сквозь пространство и время – идею, которой Боччони был всецело увлечен. Умберто Боччони являлся одним из основателей итальянского футуристического искусства и в 1910 году поставил свою подпись под Манифестом Футуризма. Отвергая прошлое, художники этого направления искали источник вдохновения в науке и технике, считая, – в отличие от многих своих современников, что идеальная «машина времени» оказывает на искусство и творчество человека только положительное воздействие. Художник Умберто Боччони призывал собратьев по творчеству проникнуться современностью: ее скоростью, волей к жизни, динамизмом. В картине «Голова + Свет + Окружение» (1912, Галерея нового искусства, Рим) художник пытался воспроизвести всю целостность своих единовременных впечатлений от реальности.

Умберто Боччони обучался живописи в школе обнажённой натуры (Scuola Libera del Nudo) при Академии изящных искусств в Риме. Одновременно вместе с Джино Северини изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла (1898–1902). Посетил Париж (1902), Берлин и Петербург (1903–1904). В 1906 году изучал импрессионизм и постимпрессионизм в Париже. В конце 1906 – начале 1907 года посещал курсы рисования в Академии изящных искусств в Венеции.

В 1907 году поселился в Милане, где познакомился с представителями футуризма. Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти – основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе, автора «Манифеста футуризма» (1909). Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи».

В 1912 году после посещения парижских студий Жоржа Брака, Александра Архипенко и Константина Брынкуши Умберто Боччони решил заняться скульптурой. В том же году он вместе с другими футуристами выставил свои работы в галерее Бернхафма-младшего, в 1913 году была организована выставка скульптур. Умберто Боччони является автором «Технического манифеста футуристической скульптуры». Работы Боччони, созданные под влиянием увиденного в Париже, в свою очередь оказали влияние на творчество скульпторов-кубистов, особенно Раймона Дюшан-Вийона.
После начала Первой мировой войны Боччони был призван в армию, в артиллерийский полк близ Вероны. 16 августа 1916 года он случайно упал с лошади во время тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, скончался.