Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Доменикино Цампьери
Картины и биография

Доменикино Цампьери (Domenichino Zampieri) (1581–1641)
Итальянский живописец эпохи барокко. Представитель болонской школы живописи. Родился 21 октября 1581 в Болонье в семье башмачника. Учился у Дениса Калверта, также учился и работал в Болонье у Лодовико Карраччи. С 1602 работал главным образом в Риме, где сотрудничал с Аннибале Карраччи. В Риме Доменикино изучал произведения Рафаэля и Корреджо. В ранний творческий период живописец испытал влияние Караваджо. Академические по художественным принципам работы Доменикино отмечены тенденциями барокко и классицизма. Работам Доменикино (фрески в римских церквах Сан-Луиджи деи Франчези, 1616–1617, и Сант-Андреа делла Валле,1624–1628; картины «Последнее причастие святого Иеронима», 1614, Ватиканская пинакотека; «Охота Дианы», 1617–1618, Галерея Боргезе, Рим) присущи композиционная ясность, идеализация образов, локальный цвет. Фоном картин Доменикино Цампьери служит обычно идиллический ландшафт.

Доменикино Цампьери Куманская сибилла
Куманская сибилла, 1610
Пинакотека Капитолина, Рим
Доменикино Цампьери Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение Авраама
1615, Пинакотека Ватикана, Рим

Картина художника «Жертвоприношение Авраама». Бог повелел Аврааму принести в жертву его сына Исаака, дабы убедиться в его вере. Обнаженный юноша храбро встречает судьбу, а его отец в слепом повиновении держит в руках свой нож. Ангел останавливает Авраама, ибо Бог повелел вместо Исаака принести в жертву овна. Эта драматичная сцена разыгрывается на первом плане картины Доменикино Цампьери, что усиливает чувство непосредственности происходящего. Здесь особенно важна фигура Авраама, одетого в богатые голубые и красные одежды.

Работам художника (фрески в римских церквах Сан-Луиджи деи Франчези, 1616–1617, и Сант-Андреа делла Валле,1624–1628; картины «Последнее причастие святого Иеронима», 1614, Ватиканская пинакотека; «Охота Дианы», 1617–1618, Галерея Боргезе, Рим) присущи композиционная ясность, идеализация образов, локальный цвет. Фоном картин служит обычно идиллический ландшафт. В ранний период творчества Доменикино расписывал дворец Фарнезе, писал фрески в церкви Сант-Онофрио. Работал вместе с Гвидо Рени в церкви Святого Григория Великого. Увидев там его фреску «Бичевание Святого Андрея», Аннибале Карраччи признал, что учится теперь у его искусства.

Затем Доменикино Цампьери расписывал церкви Сан Луиджи деи Франчези (цикл «Жизнь Святой Цецилии»), Санта Мария ин Трастевере и другие римские церкви, а также виллу Альдобрандини во Фраскати. С 1630 работал в Неаполитанском соборе (цикл «Жизнь Святого Януария» и другие).

Доменикино вскоре стал популярным художником и создал много росписей во дворцах, на виллах и в капеллах в окрестностях Рима. Хотя его творчество принадлежит эпохе барокко с характерными для нее вихрями и живописными эффектами, по своему стилю Доменикино был верен классицизму. Из-за этого его враждебно встретили в Неаполе, который он был вынужден надолго покинуть, оставив многие свои работы незаконченными.

Академические по художественным принципам работы художника Доменикино Цампьери, фрески и станковые композиции (росписи в римских церквах Сан-Луиджи деи Франчези, 1616–1617, и Сант-Андреа делла Валле, 1624–1628; «Охота Дианы», 1617–1618, Галерея Боргезе, Рим) отмечены тенденциями бароккo и классицизма, характерными для художников болонской школы – декоративно упорядоченным композиционным построением, гибким подвижным линейным ритмом, светлым нарядным колоритом. Пейзажи Доменикино Цампьери повлияли на творчество Клода Лоррена. Умер Доменикино Цампьери 6 апреля 1641 в Неаполе.