Арт Small Bay

Доссо Досси
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Доссо Досси (Dosso Dossi) (около 1479–1542)
Собственно, Джованни де Лутеро (Giovanni de Lutero). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Родом происходил из Мантуанской области или из Трентино. Учился в мастерской Лоренцо Косты, испытал влияние Джорджоне и Рафаэля. Досси работал при дворе герцогов в Ферраре, а также в Модене, Мантуе и Венеции. Феррарская школа находилась в особом положении по отношению к школам террафермы.

Доссо Досси Портрет Альфонсо д'Эсте
Альфонсо д'Эсте, 1510–е
Частное собрание
Доссо Досси Бахус
Бахус, 1524
Частное собрание
Доссо Досси Колдунья Мелисса
Колдунья Мелисса (Цирцея)
1515, Галерея Боргезе, Рим

Сверкающие доспехи полководца и его воинов на заднем плане батальной композиции “Альфонсо д'Эсте” подчеркивают монументальный характер портрета, написанного живописцем Доссо Досси. Изображенный на нем герцог Феррары Альфонсо не раз возглавлял свою армию в бою, отражая угрозы со стороны Папского государства и Венеции. Альфонсо д'Эсте был не только выдающимся полководцем, но также просвещенным меценатом, соперничавшим с римским папой в приглашении самых замечательных из современных ему художников для исполнения заказов (правда, несмотря на все старания, герцог Феррары так и не смог уговорить Рафаэля или Микеланджело выполнить для него какую-либо работу).

Рене Магритт Rene Magritte

В Ферраре сохранилось правление герцогов д'Эсте, именно отсюда проистекают черты той придворной парадности, которая в сочетании с известной провинциальной замкнутостью традиций определила несколько тяжеловесный и холодный, перегруженный декоративными деталями стиль феррарского искусства 16 века, не сумевшего развить интересные начинания своих кватрочентистских предшественников. Наиболее значительным художником этого периода был Доссо Досси, проведший свою молодость в Венеции и Мантуе и обосновавшийся в Ферраре с 1516 года.

В своем творчестве Доссо Досси опирался на традиции Джорджоне и Франческо Косса, традиции трудно соединимые. Опыт тицианского этапа остался ему чуждым. Большинство композиций зрелого Досси отличает блестящая холодная живопись, мощь несколько тяжеловесных фигур, перегрузка декоративными деталями (“Правосудие”; Дрезден, “Святой Себастьян”; Милан, Пинакотека Брера).

Наиболее интересной стороной в творчестве Досси является его интерес к развернутому пейзажному фону, подчас занимающему господствующее положение в картине (“Мелисса”, 1515, галерея Боргезе). Доссо Досси принадлежит также ряд законченных пейзажных композиций, представляющих для того времени большую редкость, образцом которых может служить “Пейзаж с фигурами святых” (Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Объединяя традиции феррарской и венецианской школ, писал отмеченные повышенной эмоциональностью и романтичной взволнованностью картины с мифологическими, аллегорическими, религиозными сценами, часто помещенными на фоне поэтически-сказочного, проникнутого движением пейзажа (“Аполлон и Дафна”, 1530–е годы, Галерея Боргезе, “Юпитер, Меркурий и Добродетель”, 1518, Королевский замок, Краков; “Бахус”, 1524, Частное собрание; “Поэт и муза”, Национальная галерея, Лондон). Досси работал также в области монументально-декоративной живописи (росписи виллы Империале близ Пезаро, 1530).

Доссо Досси иногда работал с братом Баттистой Досси. Баттиста учился в Риме у Рафаэля. Оба брата работали главным образом для феррарских герцогов д'Эсте, однако от выполненных ими росписей герцогских дворцов и замков почти ничего не осталось. Доссо Досси являлся главным придворным художником семьи д'Эсте, вместе с братом Батистой он писал для них мифологические композиции, портреты и декоративные фрески. Манера, в которой исполнены его портреты, сродни венецианскому искусству того времени – так, в портрете Альфонсо д'Эсте ясно различается влияние Тициана.

Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо, в творчество братьев Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещенного таинственным, мерцающим светом. Сохранились их станковые картины и портреты, свидетельствующие о том, что Доссо значительно превосходил брата талантом (он считался главой феррарской школы живописи). Точно разграничить творчество обоих братьев затруднительно. Старший брат (Доссо Досси) умер в 1542, младший (Баттиста Досси) – в 1548 году.

Лейтон Фредерик Leighton Frederic