Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Беато Анджелико
Картины и биография

Фра Беато Анджелико (Beato Angelico) (около 1400–1455)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Настоящее имя художника – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле. Впоследствии живописец был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь. Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло близ Флоренции. Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году. Учитель не известен. Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции.

Беато Анджелико Мадонна Фьезоле
Мадонна Фьезоле, 1428–1430
Монастырь Сан Доменико, Фьезоле
Беато Анджелико Благовещение
Благовещение, около 1437–1446
Музей Сан Марко, Флоренция
Беато Анджелико История святого Николая
История святого Николая, 1437
Пинакотека Ватикана, Рим

Как художник Фра Беато Анджелико сложился в 1420–х годов под воздействием живописи эпохи поздней готики, в дальнейшем отчасти использовал новаторские достижения Мазаччо. Наивному, проникнутому глубоким религиозным чувством искусству Анджелико свойственны светлый лиризм и мягкая поэтичность, тонкая гармония чистых цветовых тонов (фрески бывшего монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1437–1446, ныне Музей Сан-Марко, он же Музей Анджелико; “Коронование Марии”, около 1434–1435, Лувр, Париж). Помимо Флоренции и других городов Тосканы, Анджелико работал в Риме (1445–1448, исполнил фрески капеллы папы Николая V в Ватикане, и 1452–1455) и Орвието (1447).

Цикл фресок в доминиканском монастыре Сан Марко во Флоренции, сцена: Благовещение со святым Домиником. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что ей суждено родить Сына Божьего. Покой, порядок и простота составляют характерные особенности этого произведения. Мария преклоняет колени и склоняет голову, смиренно принимая весть, принесенную Гавриилом. Фреска написана на стене кельи в монастыре Сан Марко, где Анджелико был монахом. Слева святой мученик Доминик молится, наблюдая эту сцену; он включен в композицию, чтобы побудить зрителя по его примеру созерцать Благовещение. Весомые, упрощенные формы и чуткая трактовка света и цвета у Фра Анджелико свидетельствуют о новых достижениях флорентийского искусства. Прославленный уже при жизни как религиозный художник, он заслужил прозвище Анджелико (Ангельский) за свои исполненные мечтательности и гармонии картины на самые различные христианские темы. Фра Беато Анджелико работал над росписями в храмах по всей Италии.

В 1445 году Анжелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане. В 1447 году Анжелико со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието. Другим его учеником был Антониаццо Романо – важная фигура итальянской живописи 15 века. Умер Фра Беато Анджелико в 1455 году, в Риме, расписывая капеллу в Ватикане. Похоронен в церкви Святой Марии над Минервой, где его могила существует до нынешнего времени. Память блаженного Фра Анжелико празднуется 18 февраля.

Для творчества Фра Анджелико характерна простота цветовых решений, граничащая с наивностью, мягкий лиризм, свойственный многим мастерам кватроченто, широкое использование золота. Религиозно-созерцательное искусство Анджелико проникнуто светлым наивным лиризмом, красочной сказочностью. Он стремился не к воссозданию целостной картины мира, но к личному религиозному созерцанию, окрашенному в светлые тона. Фрески Фра Беато Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции (1438–1445) отличает строгость и простота композиции.