Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Гадди Таддео
Картины и биография

Гадди Таддео (Gaddi Taddeo) (1290–1366)
Итальянский художник флорентийской школы живописи и отец известного художника Аньоло Гадди (1350–1396). Таддео Гадди учился у своего отца, художника Гаддо Гадди, позднее работал у Джотто ди Бондоне.

Гадди Таддео Явление ангела пастухам
Явление ангела пастухам, 1327–1330, фреска
капеллы Барончелли церкви Санта Кроче, Флоренции
Гадди Таддео Святой Элигий в ювелирной мастерской
Святой Элигий в ювелирной
мастерской, 1330–1340, фреска

В средние века лавки ремесленников нередко походили на мастерскую, изображенную на этой картине. Большое, открывающееся наружу окно позволяло хозяевам общаться с покупателями и одновременно создавало поверхность, на которой можно было выставлять свои изделия.

Гадди был крестником Джотто и, став его ближайшим учеником, проработал в мастерской своего учителя 24 года. Влияние Джотто сказывается в светлой чистой палитре художника и его вкусе к изображению массивных фигур. Особенно удавалось Таддео Гадди исполнение сюжетных композиций, чью привлекательность составляло умение мастера занимательно развернуть рассказ, используя множество выразительных деталей. Приблизительно с 1330 года Таддео Гадди стал самостоятельным художником во Флоренции.

Гадди превзошел своего учителя Джотто ди Бондоне по живости изображений, но не по изяществу колорита. Рисунки художника бывали довольно небрежны и грубы. В числе лучших художников того времени Таддео Гадди был приглашен работать над новым большим алтарем в соборе Пистойи. Миниатюрная доска «Святой Элигий в ювелирной мастерской» с изображением истории Элигия должна была служить одной из пределл в серии композиций, расположенных под центральным образом этого алтаря. Поскольку до того, как стать священнослужителем, Элигий работал в мастерской, святой представлен Таддео Гадди здесь как святой покровитель ювелиров.

Главное произведение Таддео Гадди – «Житие Мадонны» в капелле Барончелли во флорентийской базилике Санта-Кроче. Кроме него заслуживают упоминания триптих «Мадонна на троне» (Берлин), «Вечеря» в Санта-Кроче, «Мадонна со святыми» в церкви Санта-Тринита во Флоренции, триптих «Мадонна со святыми» (1366, Неаполь), фрески со сценами из жития святого Франциска в церкви Сан-Франческо (1342, Пиза).

Сыновья Таддео Гадди Аньоло и Джованни пытались продолжить художественную династию рода Гадди, но не добились на этом поприще большого успеха, не смогли превзойти по мастерству своего отца, что впрочем, не мешало им получать заказы от благородных семей Флоренции и священнослужителей итальянских церквей на создание фресок и росписей. Лучшими работами Аньоло считаются фрески главной капеллы церкви Санта Кроче во Флоренции по заказу знатного семейства Альберти.