Арт Small Bay

Гирландайо Доменико
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Гирландайо Доменико (Ghirlandaio Domenico) (1449–1494)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Собственно, настоящее имя художника Доменико ди Томмазо Бигорди (di Tommaso Bigordi); происходил из семьи итальянских художников и мастеров фигурной мозаики, живших и работавших во Флоренции в 15–16 веках. Гирландайо изучал памятники античного искусства, испытал воздействие нидерландской живописи 15 века.

Гирландайо Призвание первых апостолов
Призвание первых апостолов, 1482,
Сикстинская капелла, Ватикан
Гирландайо Портрет Джованны Торнабуони
Портрет Джованны Торнабуони, 1488,
Музей Тиссен-Борнемица, Мадрид
Гирландайо Дедушка и внук
Дедушка и внук, 1490,
Музей Лувр, Париж

Для произведений Гирландайо зрелого периода (циклы росписей в капелле Сассети церкви Санта-Тринита, 1483–1486, и в церкви Санта-Мария Новелла, 1485–1490, - все во Флоренции) характерны архитектоническая ясность композиции, спокойная торжественная повествовательность, изобилие жанровых деталей, ярко рисующих картины городского быта, разворачивающиеся на фоне зданий и площадей Флоренции.

Доменико работал в семейной мастерской вместе с братьями Давидом (1452–1525) и Бенедетто (1458–1497). Будучи главой мастерской, художник получал заказы на многочисленные декоративные работы, которые выполнял вместе с братьями. Он сам делал эскизы для большинства произведений, писал образы главных персонажей и наиболее значительные эпизоды и наблюдал за тем, как братья исполняли картины по его эскизам и рисункам. Доменико работал и в технике темперной живописи, и в технике фрески.

Гирландайо обладал удивительной способностью легко и точно схватывать внешний облик людей и вещей. Он выполнил ряд портретов, в которых непосредственность наблюдений сочетается с глубокой человечностью образов (“Дедушка и внук”, около 1490, Лувр, Париж; “Портрет Джованны Торнабуони”, 1488, Музей Тиссен-Борнемица, Мадрид). "Если бы искусство могло передать ее душевные свойства и добродетель, ни одна картина в мире не была бы более у прекрасной".

Однако, несмотря на этот комментарий, начертанный по-латыни на стене за спиной портретируемой Торнабуони, художник умело воссоздал ясный образ Джованны, ее красоту и изящество. Она представлена на строгом, почти лишенном деталей фоне, что заставляет зрителя сосредоточить внимание на ее профиле. Профильное изображение было принято во флорентийском портрете того времени. С этим портретом Джованны сопряжена нота горечи, так как модель художника умерла в тот самый год, когда ее писал Доменико Гирландайо, и всего два года спустя после своего замужества.

Иероним Босх Hieronymus Bosch

Гирландайо исполнил не только целый ряд портретов, но был также опытным мастером фрески; та же самая модель, что изображена на этом портрете, появляется и в росписи художником семейной капеллы Торнабуони. Гирландайо, у которого Микеланджело начинал свое обучение, приобрел популярность умением передавать натуралистические детали и отражать стиль жизни своего времени.

Доменико Гирландайо часто работал вместе с Сандро Боттичелли: в 1480 году он написал фреску “Святой Иероним” по заказу Веспуччи напротив “Святого Августина Блаженного” Боттичелли в церкви Оньисанти во Флоренции. В 1481-1482 Гирландайо и Боттичелли работали вместе над фресками Сикстинской капеллы в Ватикане. Гирландайо там выполнил фреску “Призвание апостолов Петра и Павла”. В 1490 Доменико и Давид Гирландайо вместе выполнили мозаику для украшения Порта делла Мандорла флорентийского собора. Скончался Доменико Гирландайо 11 января 1494 года.

Берн-Джонс Эдвард Burne-Jones Edward
Top Mail.ru