Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Джакуинто Коррадо
Картины и биография

Джакуинто Коррадо (Giaquinto Corrado) (1703–1765)
Итальянский живописец неаполитанской школы эпохи рококо. Биограф художника Карло де Доменичи сообщает, что он обучался в мастерской Н. Росси, но значительное влияние на него оказал Франческо Солимена. Период 1723–1724 годов Джакуинто Коррадо провел в Молфетте, до 1727 работал в Неаполе; в 1733–1735 годах в Турине; с 1740 по 1753 год – в Риме, где стал крупным декоратором, исполнявшим заказы папы Бенедикта XIV, не зависел от туристов Вечного города в отличие от С. Конка, Ф. Тревизани, поэтому его произведения сосредоточены не в английских собраниях, а в итальянских церквах, испанских дворцах, королевских коллекциях.

Джакуинто Коррадо Рождение Солнца и Триумф Вакха
Рождение Солнца и Триумф Вакха
1762, Музей Прадо, Мадрид
Джакуинто Коррадо Справедливость и Мир
Справедливость и Мир
1760, Музей Прадо, Мадрид

Период 1753–1762 годов Джакуинто Коррадо провел в Испании. Для нового Королевского дворца в Мадриде, резиденции Бурбонов, Коррадо Джакуинто исполнил фрески на аллегорические сюжеты, прославляющие их правление, принесшее мир и справедливость Испании ("Испания отдает дань Религии и Церкви", 1758–1760; "Рождение Солнца и Триумф Вакха", 1762, обе работы – Музей Прадо, Мадрид). В композиции "Испания отдает дань Религии и Церкви" Филипп V и его сын Фердинанд IV изображены как герои Священного Писания – царь Давид и царь Соломон, на фоне их дворца, уподобленного храму Соломона. Программа росписи была составлена известным эрудитом Мартином Сармиенто. Во фреске "Справедливость и Мир" (около 1760, Музей Прадо, Мадрид) аллегорически прославлялась роль Фердинанда VI в заключении мира в Утрехте в 1713, даровавшего мир его народу.

В полотне раннего неаполитанского периода "Благовещение" (Неаполь, собрание Пуччи) сказалось влияние Франческо Солимены (его алтарного образа в церкви Санта Мария Доннальбина) и Луки Джордано (его работ в Чертоза ди Сан Мартино 1704). В произведениях туринского периода для виллы дель Реджина (1733) и церкви Святой Терезы (1735) палитра художника становится более светлой, в ней доминируют пастельные тона, переходы света и тени более плавные, но еще преобладает барочная экспрессия в стиле мастеров неаполитанской школы.

С 1740 года Джакуинто Коррадо стал членом римской Академии Святого Луки, в Риме художник создал мастерскую для испанских живописцев, где обучались А. Г. Веласкес, П. де Ла Вега, Х. дель Кастилло и другие. В Риме формируется индивидуальный стиль Джакуинто как крупного мастера римского рококо в отличие от К. Маратти, эволюционировавшего к неоклассицизму. Одна из первых работ Джакуинто в Риме – алтарная композиция "Святой Николай Барийский, излечивающий солдат" (1746, Штутгарт, Государственная галерея), исполненная для Сан Никола деи Лоринези, самой известной францисканской церкви 17 века в Риме. Образ Николая Барийского, епископа Мирры, считавшегося покровителем его родного города Молфетта, был близок Джакуинто. Известно еще полотно из жизни св. Николая Барийского (Стокгольм, Национальная галерея), исполненное художником.

В 1739 покровитель Джакуинто кардинал Оттобони заказал ему алтарные образы "Вознесение Девы Марии" (1739, США, частное собрание) и "Рождество" (1740, Оксфорд, художественное собрание колледжа Крайст-Чёрч) для церкви Санта Мария Ассунта в Рокка ди Папа во Фраскати. В "Вознесении" пастельные тона, плавная деликатная кисть, грация фигур апостолов и самой Марии, вознесенной на небо, отличают манеру Коррадо Джакуинто. Наибольшую известность художник снискал после исполнения фрески в римской церкви Санта Кроче ин Иерусалиме (около 1745) по заказу папы Бенедикта XIV "Святая Елена и император Константин, представляемые Мадонной святой Троице". Подобно Солимене, Джакуинто изображает много фигур: императора и его мать, святого Михаила, святого Петра, Иоанна Евангелиста, Люцифера, ангелов, поддерживающих крест – главную реликвию Страстей Христа, привезенную Еленой из Святой земли. Однако в многофигурной сцене нет барочной патетики, она полна плавного движения фигур в светло-голубом небесном пространстве.

Еще в более светлых серо-голубых тонах исполняется роспись трансепта церкви "Поклонение Медному змию". Розовые, желтые, синие цвета одежд святых в обеих росписях мягко сплавлены с холодным фоном. "Прекрасную гармонию" колорита Джакуинто отмечали многие современники, в том числе и Дж. П. Беллори. Декорация интерьера церкви не была завершена, так как у папской курии не нашлось достаточных денежных средств.

В одной из поздних работ римского периода – алтарном образе "Крещение Христа" (1750, церковь Санта Мария дель Орто, капелла Иоанна Крестителя) в фигурах святых и двух ангелов – появилась некоторая слащавость, напоминающая образы болонца Франческо Альбани, палитра Джакуинто более монотонна по цвету. Ансамбль церкви создавался к священному 1750 году, ее реставрировал архитектор Г. Вальвассори, так как она была превращена в госпиталь.

Для Королевской капеллы в Мадриде во дворце Джакуинто исполнил восемь фресок, в одной из которых "Святой Яков, явившийся в битве с маврами при Эль Клавио" (1754–1759) воспроизведен эпизод из Реконкисты, когда, согласно легенде, воинам явился святой Яков. Он изображен в светлом одеянии на белом коне в сопровождении ангела. В Мадриде Джакуинто создал официальный стиль королевства Бурбонов, который сохранялся на протяжении 19 столетия.

С 1762 года художник работал в Неаполе при дворе монарха Королевства обеих Сицилий Карлоса III Бурбона, став его придворным живописцем. Вместе с архитектором Л. Ванвителли он руководил украшением Королевского дворца в Казерте, исполнив фреску "Аллегория Силы и Бдительности" (1763) и цикл из шести полотен на сюжеты из истории Девы Марии для дворцовой церкви Сан Луиджи.

Коррадо Джакуинто был одним из ярких мастеров первой половины 18 столетия; в его творчестве проявились характерный для живописи этого времени постепенный отход от принципов барокко, освоение приемов рококо, которые он пытался сочетать с традициями римской школы, где все еще доминировали приемы болонцев.