Арт Small Bay

Джакуинто Коррадо
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Джакуинто Коррадо (Giaquinto Corrado) (1703-1765)
Итальянский живописец неаполитанской школы эпохи рококо. Биограф художника Карло де Доменичи сообщает, что он обучался в мастерской Н. Росси, но значительное влияние на него оказал Франческо Солимена. Период 1723—1724 годов Джакуинто Коррадо провел в Молфетте, до 1727 работал в Неаполе; в 1733—1735 годах в Турине; с 1740 по 1753 год — в Риме, где стал крупным декоратором, исполнявшим заказы папы Бенедикта XIV, не зависел от туристов Вечного города в отличие от С. Конка, Ф. Тревизани, поэтому его произведения сосредоточены не в английских собраниях, а в итальянских церквах, испанских дворцах, королевских коллекциях.

Джакуинто Коррадо Справедливость и Мир
Справедливость и Мир
1760, Музей Прадо, Мадрид
Джакуинто Коррадо Рождение Солнца и Триумф Вакха
Рождение Солнца и Триумф Вакха
1762, Музей Прадо, Мадрид

Период 1753—1762 годов Джакуинто Коррадо провел в Испании. Для нового Королевского дворца в Мадриде, резиденции Бурбонов, Коррадо Джакуинто исполнил фрески на аллегорические сюжеты, прославляющие их правление, принесшее мир и справедливость Испании ("Испания отдает дань Религии и Церкви", 1758-1760; "Рождение Солнца и Триумф Вакха", 1762, обе работы - Музей Прадо, Мадрид). В композиции "Испания отдает дань Религии и Церкви" Филипп V и его сын Фердинанд IV изображены как герои Священного Писания — царь Давид и царь Соломон, на фоне их дворца, уподобленного храму Соломона. Программа росписи была составлена известным эрудитом Мартином Сармиенто. Во фреске "Справедливость и Мир" (около 1760, Музей Прадо, Мадрид) аллегорически прославлялась роль Фердинанда VI в заключении мира в Утрехте в 1713, даровавшего мир его народу.

В полотне раннего неаполитанского периода "Благовещение" (Неаполь, собрание Пуччи) сказалось влияние Франческо Солимены (его алтарного образа в церкви Санта Мария Доннальбина) и Луки Джордано (его работ в Чертоза ди Сан Мартино 1704). В произведениях туринского периода для виллы дель Реджина (1733) и церкви Святой Терезы (1735) палитра художника становится более светлой, в ней доминируют пастельные тона, переходы света и тени более плавные, но еще преобладает барочная экспрессия в стиле мастеров неаполитанской школы.

С 1740 года Джакуинто Коррадо стал членом римской Академии Святого Луки, в Риме художник создал мастерскую для испанских живописцев, где обучались А. Г. Веласкес, П. де Ла Вега, Х. дель Кастилло и другие. В Риме формируется индивидуальный стиль Джакуинто как крупного мастера римского рококо в отличие от К. Маратти, эволюционировавшего к неоклассицизму. Одна из первых работ Джакуинто в Риме — алтарная композиция "Святой Николай Барийский, излечивающий солдат" (1746, Штутгарт, Государственная галерея), исполненная для Сан Никола деи Лоринези, самой известной францисканской церкви 17 века в Риме. Образ Николая Барийского, епископа Мирры, считавшегося покровителем его родного города Молфетта, был близок Джакуинто. Известно еще полотно из жизни св. Николая Барийского (Стокгольм, Национальная галерея), исполненное художником.

Константин Маковский Konstantin Makovsky

В 1739 покровитель Джакуинто кардинал Оттобони заказал ему алтарные образы "Вознесение Девы Марии" (1739, США, частное собрание) и "Рождество" (1740, Оксфорд, художественное собрание колледжа Крайст-Чёрч) для церкви Санта Мария Ассунта в Рокка ди Папа во Фраскати. В "Вознесении" пастельные тона, плавная деликатная кисть, грация фигур апостолов и самой Марии, вознесенной на небо, отличают манеру Коррадо Джакуинто. Наибольшую известность художник снискал после исполнения фрески в римской церкви Санта Кроче ин Иерусалиме (около 1745) по заказу папы Бенедикта XIV "Святая Елена и император Константин, представляемые Мадонной святой Троице". Подобно Солимене, Джакуинто изображает много фигур: императора и его мать, святого Михаила, святого Петра, Иоанна Евангелиста, Люцифера, ангелов, поддерживающих крест — главную реликвию Страстей Христа, привезенную Еленой из Святой земли. Однако в многофигурной сцене нет барочной патетики, она полна плавного движения фигур в светло-голубом небесном пространстве.

Еще в более светлых серо-голубых тонах исполняется роспись трансепта церкви "Поклонение Медному змию". Розовые, желтые, синие цвета одежд святых в обеих росписях мягко сплавлены с холодным фоном. "Прекрасную гармонию" колорита Джакуинто отмечали многие современники, в том числе и Дж. П. Беллори. Декорация интерьера церкви не была завершена, так как у папской курии не нашлось достаточных денежных средств.

В одной из поздних работ римского периода — алтарном образе "Крещение Христа" (1750, церковь Санта Мария дель Орто, капелла Иоанна Крестителя) в фигурах святых и двух ангелов — появилась некоторая слащавость, напоминающая образы болонца Франческо Альбани, палитра Джакуинто более монотонна по цвету. Ансамбль церкви создавался к священному 1750 году, ее реставрировал архитектор Г. Вальвассори, так как она была превращена в госпиталь.

Для Королевской капеллы в Мадриде во дворце Джакуинто исполнил восемь фресок, в одной из которых "Святой Яков, явившийся в битве с маврами при Эль Клавио" (1754—1759) воспроизведен эпизод из Реконкисты, когда, согласно легенде, воинам явился святой Яков. Он изображен в светлом одеянии на белом коне в сопровождении ангела. В Мадриде Джакуинто создал официальный стиль королевства Бурбонов, который сохранялся на протяжении 19 столетия.

С 1762 года художник работал в Неаполе при дворе монарха Королевства обеих Сицилий Карлоса III Бурбона, став его придворным живописцем. Вместе с архитектором Л. Ванвителли он руководил украшением Королевского дворца в Казерте, исполнив фреску "Аллегория Силы и Бдительности" (1763) и цикл из шести полотен на сюжеты из истории Девы Марии для дворцовой церкви Сан Луиджи.

Коррадо Джакуинто был одним из ярких мастеров первой половины 18 столетия; в его творчестве проявились характерный для живописи этого времени постепенный отход от принципов барокко, освоение приемов рококо, которые он пытался сочетать с традициями римской школы, где все еще доминировали приемы болонцев.

Макс Эрнст Max Ernst
Top Mail.ru