Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Джулио Романо
Картины и биография

Джулио Романо (Giulio Romano) (1492–1546)
Итальянский архитектор и живописец. Собственно, Джулио Пиппи (Pippi). Учился у Рафаэля в Риме, совместно с ним выполнил росписи Станц и Лоджий Ватикана, после смерти учителя завершил росписи римской виллы Мадама (1521). С 1524 Джулио Романо работал в Мантуе при дворе герцогов Гонзага. Он постепенно эволюционировал от принципов искусства Высокого Возрождения к маньеризму. Его живописным произведениям присущи некоторая перегруженность композиции, усложненность ракурсов , холодноватая отвлеченность образов (росписи в Палаццо дель Те в Мантуе; “Рождество”, Лувр, Париж).

Джулио Романо Роспись Зала гигантов
Роспись Зала гигантов, 1530–1534,
Палаццо дель Те, Мантуя
Джулио Романо Низвержение гигантов
Низвержение гигантов с Олимпа, 1530–1532,
Палаццо дель Те, Мантуя

Росписи в Палаццо дель Те в Мантуе. Художник расписал фресками весь зал от пола до потолка, так что находясь в центре этого пространства, зритель ощущает у себя среди рушащихся гор и разбушевавшихся стихий. Титаны с гипертрофированно выраженной мускулатурой мечут огромные валуны так легко, как если бы это были невесомые предметы, и боги взирают с высоты небес на хаос, охвативший землю. Эти фрески, где широко используются эффекты иллюзии и язык несколько театральной патетики, представляют собой одно из ярких проявлений маньеристического искусства. Джулио Романо был одновременно живописцем и архитектором. Свой творческий путь он начинал как лучший ученик и последователь Рафаэля. После смерти учителя он заканчивал ряд фресок в Ватикане, работу над которыми тот не успел завершить. Позднее Джулио переехал в Мантую, где занял место придворного художника герцога, которое в свое время занимал и Андреа Мантенья. Здесь он достиг больших успехов на поприще архитектуры. В замысле построек Джулио Романо нередко присутствует намерение удивить и даже поразить зрителя, примером чего является его собственный дом в Мантуе.

Кризис гуманистических и реалистических традиций Возрождения в 20–30–х годах 16 века сказывается и в искусстве Рима. Однако он принимает в Риме специфический характер, выражается не в отказе ряда мастеров от принципов Высокого Возрождения, а в их творческом оскудении, формальном и эпигонском следовании Микеланджело и особенно Рафаэлю. Так, Себастьяно дель Пьомбо в своих многофигурных композициях выступает как эпигон Микеланджело, ученики Рафаэля – Джулио Романе и другие – разрабатывают формальные моменты утонченной декоративной системы монументальных росписей своего учителя (росписи Перино дель Вага в замке св. Ангела, 1540–е годы). Особенно сильно сказывается кризис в самой грандиозной из работ Джулио Романо – росписях построенного по его же проектам палаццо дель Те в Мантуе, выполненных в 1528 – 1535 годах. В большинстве своем они навеяны фресками Фарнезина, но гармоническую легкость и естественность декоративных работ Рафаэля сменяют нарочитая переусложненность композиций, тяготение к внешней эффектности и грубоватой пышности (Зал Психеи).

Особое место среди этих росписей занимают фрески Зала гигантов (1532– 1535). Умело используя иллюзионистические эффекты, Джулио Романо превращает плафон и стены зала в единую композицию, изображая картину грандиозной катастрофы: пораженные молниями Юпитера, с облаков стремительно низвергаются гигантские тела, на которые обрушиваются разлетающиеся на куски колонны, огромные скалы. Несомненно, росписи Зала гигантов, как и несколько более поздний «Страшный суд» Микеланджело, навеяны трагическими событиями итальянской действительности. Но во фресковых композициях Джулио Романо полностью отсутствует героическое начало, все пронизано пафосом гибели и уничтожения, что придает его фрескам характерную для маньеризма антигуманистическую окраску.

В постройках Джулио Романо подчеркнутая пластика и прихотливая контрастность форм, вычурная фактура рустованных поверхностей (собственный дом в Мантуе, 1544) часто соседствуют с неожиданными эффектами, нарушающими строгую тектонику ордерной системы (витые колонны двора для турниров в Палаццо Дукале в Мантуе, 1538–1539). В своем главном произведении – Палаццо дель Те в Мантуе (1525–1534) – Джулио Романо создал один из первых образцов осевой композиции, развивающейся в пространстве. Учениками Джулио Романо были Джованни из Лионе, Бартоломео из Кастильоне, Бенедетто Паньи из Пеши, а также кортонец Томмазо Папачелло и Рафаэль из Колле дель Борго Сан Сеполькро. Сложная по формам, контрастная по пространственной композиции архитектура Джулио Романо, фрески, религиозные и мифологические картины свидетельствуют об отходе от классических принципов Возрождения.

Джулио Романо, один из первых познакомивший Северную Италию с достижениями римского зодчества, в позднем периоде своего творчества изменяет простоте и правдивой тектоничности своих ранних композиций. В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами-пилястрами, и корпус (так называемая Каваллериция) в мантуанском замке Гонзага (1538–1539) с его изображенной в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, – проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре.