Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Лаурана Лучано
Архитектура и биография

Лаурана Лучано (Laurana Luciano) (около 1425 – 1479)
Собственно, Луциян из Враны (Lucian Vranianin), один из наиболее выдающихся архитекторов Италии 15 века. Выходец из Далмации; работал в Мантуе (до 1465), Пезаро (1465–1466 и с середины 1470–х годов), Урбино (1466–1472), Неаполе (после 1472). Лаурана был главным архитектором герцогского дворца в Урбино. Дворец, проект которого разрабатывал архитектор Лучано Лаурана, был частью общего плана города, наиболее амбициозным и удачным в то время. И хотя на данный момент определить авторство тех или иных деталей дворца сложно (первоначальная структура датируется средневековыми временами), считается, что Лаурана создал внутренний двор и входной фасад, оба известны своими идеальными пропорциями. В архитектуре внутреннего двора Лаурана применил элементы флорентийского дворца, но разместил их с таким изяществом и так усложнил рисунок, что превзошел современные ему флорентийские образцы. Первый этаж внутреннего двора, галерея с чередой изящных арок, поддерживает закрытый второй этаж с узкими окнами, чередующимися с коринфскими пилястрами.

Лаурана Лучано Дворец Дукале
Дворец Дукале, Урбино
Лаурана Лучано Палаццо Дукале
Палаццо Дукале, Урбино

В своих постройках (Палаццо Дукале в Урбино, завершено в 1563) Лучано Лаурана творчески использовал достижения флорентийского ордерного зодчества эпохи Раннего Возрождения, сочетал изысканную простоту и рациональную ясность архитектурных форм с живописной свободой композиции, тонкой полихромией. Дворец Палаццо Дукале сильно повлиял на одного из самых известных мастеров следующего поколения архитекторов Италии Донато Браманте. Предположительно, Лаурана разработал и план нижнего уровня дворца, а также внес вклад в детали красивого интерьера здания, лучшего (интерьера) того времени из дошедших до наших дней.

Лаурана положил в основу планировки урбинского дворца композицию флорентийского городского палаццо с большим внутренним парадным двором, вокруг которого группируются парадные, жилые и хозяйственные помещения. Это основное ядро композиции дополняется внутренним (висячим) садом и открытым в сторону города двором, образованным двумя выступающими южными корпусами. Комплекс дворца благодаря перепаду рельефа имеет массивные ограждающие и подпорные стены с высоко поднятыми оконными проемами. Облик главного фасада дворца с его башнями, машикулями, крепостными зубцами, с одной стороны, и многоярусной лоджией, как бы разорвавшей тяжелую оболочку средневековой крепости, с большими оконными проемами, украшенными ордерными наличниками,– с другой, отражает влияние двух тенденций – феодально-средневековой и ренессансной.

Также из других построек считается принадлежащим Лауране оригинальный палаццо Префеттицие в Пезаро, бывшей резиденции Сфорца. Нельзя также не отметить, в силу их важного историко-архитектурного значения, приписываемые Лучано Лаурана картины с изображениями идеальных городов, в которых автор воплощал свои архитектурные фантазии. Они не только дают довольно ясное представление о градостроительных идеях своего времени, но являются документами огромной исторической важности, в которых как бы подведен итог выработанным ранним Возрождением композиционным приемам и формам в области дворцового зодчества и отчасти мемориальных и культовых сооружений. Многие зафиксированные в этих картинах архитектурные мотивы предвосхищают практику Высокого и Позднего Возрождения, свидетельствуя об огромных знаниях и новаторском мышлении их создателя.

Значение творчества Лучано Лаурана для дальнейшего развития итальянской архитектуры важно и потому, что строительство урбинского дворца происходило на глазах молодого Браманте и безусловно оказало влияние на воспитание его вкуса и мастерства. Непосредственным результатом этого был двор римской Канчеллерии, представляющий собой дальнейшее развитие двора в Урбино. В урбинском Палаццо Дукале получил свои первые художественные впечатления и другой уроженец этого города – юный Рафаэль Санти. Не будет необоснованным домыслом предположить, что и Браманте, и Рафаэль внимательно изучали не только архитектуру, но и живописные работы Лучано Лаурана, – недаром в его урбинских архитектурных картинах можно обнаружить прообразы римских палаццо, сыгравших огромную роль в дальнейшем развитии не только итальянской, но и всей европейской архитектуры. В 1472 году архитектор покинул Урбино и уехал в Неаполь, где работал над строительством инженерных укреплений городской артиллерии. В последние годы жизни Лаурана работал над строительством крепости в Пезаро.