Арт Small Bay

Лоренцетти Пьетро
Картины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Лоренцетти Пьетро Знамение Христа
Знамение Христа, фреска, 1320
Церковь Сан Франческо, Ассизи
Лоренцетти Пьетро Стигматизация святого Франциска
Стигматизация святого Франциска
1320, Церковь Сан Франческо, Ассизи

Лоренцетти Пьетро (Lorenzetti Pietro) (1290–1348)
Сиенский художник проторенессанса, брат Амброджо. Документальные свидетельства о Пьетро Лоренцетти довольно скудны, если не считать таковыми жизнеописание, составленное Джорджо Вазари. Как художник Пьетро Лоренцетти сформировался под влиянием работ Дуччо ди Буонинсенья, но в отличие от Дуччо и Мартини Симоне, его темперамент был более драматичным и страстным.

Этот темперамент толкал художника к поиску новых изобразительных средств, которые он нашел в работах Джотто. Живописец Пьетро Лоренцетти не отказался от сиенской традиции, но внес в тонкое религиозное аристократическое звучание итальянской живописи сильные ноты человеческого драматизма.

Константин Маковский Konstantin Makovsky

Первой документально подтвержденной работой Пьетро Лоренцетти является алтарь, написанный им в 1320 году для церкви Пьеве ди Санта Мария в Ареццо. В алтарной работе художника видно влияние творения Дуччо ди Буонинсенья «Маэста» и влияние скульптурных работ Джованни Пизано.

Остальные произведения Пьетро, которые относят к его раннему творчеству, не имеют точных датировок. К первым двум десятилетиям 14 века причисляют такие работы Лоренцетти, как «Мадонна с младенцем и ангелами», и полное трагизма «Распятие» (Кортона, музей), «Маэста с донатором» (Филадельфия, музей искусства, собрание Джонсона), небольшое «Распятие со святыми» (Кембридж, Художественный музей Фогг), полиптих «Мадонна с младенцем и святыми» (Монтикьелло, церковь). На перечисленных произведениях можно проследить эволюцию Лоренцетти, его поиск путей для выражение патетики и трагизма. Этот поиск увенчался замечательными фресками в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи.

В 1329 году Пьетро Лоренцетти создает большой алтарь для сиенской церкви Кармине «Мадонна со святыми», части которого ныне хранится в сиенской Пинакотеке и музее Нортона Саймона в Пасадене. Изображенная на нем Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов, св. Николая Барийского и пророка Ильи словно бы списана с «Мадонны Оньисанти» Джотто, а в пределле со сценами из жизни монахов-кармелитов ощущается влияние Мазо ди Банко, одного из джоттовских последователей. Предполагается, что в середине 1330–х годов Пьетро вместе с братом писал фрески на фасаде Санта Мария делла Скала, которые, к сожалению, не сохранились. Этот факт известен из «Жизнеописаний» Вазари. Последним точно датированным произведением, на котором стоит подпись Пьетро Лоренцетти является «Рождество Марии». Оно было написано им в 1342 году для Домского собра Сиены, и являлось центральной частью большого алтарного образа, отдельные части которого сегодня можно обнаружить в разных музеях.

Франц фон Штук Franz von Stuck