Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Лотто Лоренцо
Картины и биография

Лотто Лоренцо (Lotto Lorenzo) (около 1480–1556)
Итальянский живописец Позднего Возрождения. Работал в Тревизо, Венеции и области Марке, Риме (1509) и Бергамо (1513–1526). В ранних работах Лоренцо Лотто заметно влияние Джованни Беллини и Антонелло да Мессина. Работая в округе Марке, художник сблизился с творчеством Луки Синьорелли и Мелоццо да Форли. Ранние работы Лотто связаны еще с традицией кватроченто. Наиболее близким к большим гуманистическим идеалам Высокого Возрождения является ранняя работа Лотто «Портрет юноши» (1505), отличающийся также непосредственной жизненностью восприятия модели.

Лотто Лоренцо Портрет дамы в образе Лукреции
Портрет дамы в образе Лукреции,
1533, Национальная галерея, Лондон
Лотто Лоренцо Портрет Андреа Одони
Портрет Андреа Одони, 1527,
Королевское собрание, Хэмптон Корт
Лотто Лоренцо Мадонна с младенцем ангелом и святыми
Мадонна с младенцем, ангелом и
святыми, 1528, Музей истории, Вена

Широко известные алтарные и мифологические композиции зрелого Лотто обычно сочетают внутреннюю вялость чувства с довольно внешней красивостью композиции. Их холодноватый колорит и общая ровная «приятная» фактура тоже, в общем, достаточно банальны и близки стилистически маньеризму. Отсутствие глубокой мысли и чувства восполняется иногда очень остроумно введенными бытовыми деталями, на изображении которых охотно сосредоточивается художник. Так, в его «Благовещении» (конец 1520–х; Реканати, церковь Санта Мария сопра Мерканти) зритель дает себя отвлечь от беспокойно трактованных главных фигур к занятно изображенной испуганной кошке, метнувшейся в сторону от внезапно влетевшего архангела.

Надпись на латинском языке, восхваляющая самоотверженную жизнь Лукреции, несомненно имеет целью связать портрет дамы с героиней древнеримской истории Лукрецией, которая, будучи обесчещена сыном царя Тарквиния, предпочла смерть позорной жизни. Добродетельные женщины времен античности вызывали восхищение в эпоху Ренессанса. Ранние картины Лоренцо Лотто обнаруживают сильное влияние венецианских художников, в том числе Джованни Беллини. Мастер был восприимчив к разнообразным художественным впечатлениям, прежде чем выработал свою особенную манеру, своеобразно претворив в ней преимущества венецианского колоризма.

В творчестве Лотто, работавшего в эпоху кризиса искусства Возрождения, своеобразно переплелись традиции венецианской и ломбардской школ, живописи Рафаэля, Корреджо, мастеров Германии и Нидерландов. Его работам (фрески в оратории Суарди в Трескоре, 1524; алтарь святой Лючии, 1532, Коммунальная пинакотека, Ези; портрет юноши, 1506–1508, Музей истории искусств, Вена) присущи эмоциональная напряженность и экзальтированность образов, острая выразительность в трактовке персонажей, деталей обстановки, пейзажных фонов, разнообразие композиционных решений, изысканность звучного колорита. В религиозных композициях и портретах («Мадонна с младенцем, ангелом и святыми», 1528, Музей истории искусства, Вена; «Андреа Одони», 1527, Королевское собрание, Хэмптон Корт; «Дама в образе Лукреции», 1533, Национальная галерея, Лондон) Лоренцо Лотто сочетал остроту характеристик с эмоциональной напряженностью.

К другим лучшим работам художника Лоренцо Лотто относят:
Алтарный полиптих Сан Бартоломео в Бергамо; «Святой Иероним в пустыне» (Париж, Лувр); «Святой Николай во славе» (Венеция, церковь Санта Мариа дель Кармело); «Успение» (церковь Санта Мариа Ассунта, Челано); «Мадонна со святым Иеронимом и святым Антонием Падуанским» (Художественная галерея, Бирмингем); «Христос с апостолами» (Санкт-Петербург, Эрмитаж); «Портрет молодого ученого» (Галерея Академии, Венеция); «Святой Антоний подает нищим» (Венеция, церковь Джованни э Паоло); «Портрет фра Грегорио Бело из Виченцы» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В дальнейшем, особенно в портрете, черты конкретно-жизненного реализма в творчестве художника нарастают («Женский портрет»; Эрмитаж, «Тройной мужской портрет»). При снижении интереса к раскрытию этической значительности личности и силы ее характера эти портреты Лотто в какой-то мере все же противостоят открыто антиреалистической линии маньеризма. Наиболее значительно реалистические и демократические тенденции в творчестве Лотто выразились в его цикле картин из жизни св. Лючии (1529/30), где художник с явной симпатией изображает целые сцены, как бы выхваченные из жизни своего времени (например, погонщики волов из «Чуда святой Лючии» и др.). В них мастер как бы обретает отдохновение и покой от тех полных противоречий чувств, которые возникают у него в условиях нарастающего общего политического и экономического кризиса Италии и которые окрашивают ряд его поздних композиций в тона субъективной нервозности и неуверенности, уводят его от традиции ренессансного гуманизма.

Сохранилась книга расходов Лоренцо Лотто, которая показывает, что творческий путь художника был нелегким и не принес ему финансовой удачи. Одаренный портретист, мастер, способный вдохнуть жизнь в трактовку различных сюжетов, он уехал из родной Венеции и работал в различных городах Северной Италии. В последние годы жизни Лотто нашел приют в монастыре.